Беседовал Алексей Волков
Для Православной классической гимназии «София» новый учебный год станет юбилейным. В двадцатый раз она распахнет свои двери для учеников. Как работала гимназия все эти годы? Каких принципов в образовании придерживается? Что ждет нынешних первоклассников на пути к знаниям, а выпускников – по окончании школы? Об этом и многом другом мы поговорили с директором гимназии Натальей Ивановной Бордиловской.
– Наталья Ивановна, прежде чем говорить о предстоящем учебном годе, давайте вспомним о выпускниках прошедшего года. Как они устроили свою жизнь по окончании гимназии?
– В прошедшем учебном году мы выпустили 11 человек. Почти все они поступили на бюджетные места в те ВУЗы, которые хотели. С выпускниками прежних лет мы также поддерживаем отношения, они с удовольствием посещают гимназию. Многие из них уже давно работают, создали семьи. Всё у них хорошо.
– В учебном процессе огромную роль играет учитель. Как наладить связь «ученик-учитель»? Есть ли в православной гимназии особые подходы, которые используют учителя, чтобы наладить контакт с детьми?
– Учитель, конечно, – ключевая фигура для учеников в учебном процессе. Поэтому на нем лежит огромная ответственность. Дети за время их нахождения в школе проходят несколько этапов психологического взросления. И если младшие школьники, как правило, любят свою первую учительницу, то, вступая в подростковый возраст, они начинают критически относиться к жизни и к людям. Этот период сложный для всех – и для родителей, и для учителей, и для самого ребенка. С одной стороны, у нас немного проще, потому что в классе меньше детей и нам легче к каждому школьнику подойти индивидуально. Но, одновременно, и сложнее, потому что мало увидеть каждого – нужно проникнуться его проблемами, помочь, а это не так просто. Учитель должен работать и над собой. Самое главное – признать, что он не идеал. Учительские амбиции, претензии на всезнание, на роль ментора часто мешают наладить контакт с ребенком. Поэтому учредитель гимназии, ее духовник протоиерей Борис Балашов еженедельно в течение учебного года проводит с учителями занятия по изучению православной веры.
– А в чем отличие православной гимназии от других школ?
– Если говорить об учебном процессе, он такой же, как у всех. Мы работаем по федеральным образовательным стандартам. А вот православная жизнь школы отличается. Учебный день начинается с молитвы. Это очень важный момент. Учителя и ученики ежемесячно исповедуются и причащаются на литургии в нашем домовом храме. И, конечно, поскольку вера должна быть осознанной, в учебной программе есть предмет «Основы православной веры». На этих уроках у ребенка есть возможность больше узнать о Православии, о Христе. А учителя оценивают, что ребенок понял о жизни.
– Вы видите какие-то результаты от преподавания этого предмета?
– Мы часто сами недовольны и нашими учениками, и собой. Наши дети живые, подвижные, бывает, что и шалят. Но когда мы приходим с ними, например, в музеи или библиотеки, то люди со стороны нам говорят, что наши дети отличаются: умеют слушать и слышать, умеют находить контакт с людьми, который достигается глубиной общения.
– Какие предметы изучаются в вашей гимназии углубленно?
– Само название «гимназия» говорит о том, что это учебное заведение больше гуманитарное, чем научно-естественное. Поэтому основные предметы, которые в старших классах изучаются на углубленном профильном уровне, – это история, обществознание и русский язык.
– А насколько важна связь между учеником и его родителями, влияет ли она на учебный процесс?
– Родители играют важнейшую роль. Без семьи мало что удается сделать. Дети подчас – заложники амбиций своих родителей. Пресловутая «пятерка», которую все хотят получить, очень мешает и семье, и школе, и самому ребенку, ведь важны не оценки, а знания. Поэтому приходится иногда обучать родителей, как правильно помочь ребенку приготовить домашнее задание. Да, с семьями мы стараемся тесно общаться. В этом один из плюсов православной гимназии: мы пытаемся услышать друг друга в хорошем и добром общении. Бывают, конечно, проблемы, но главное – желание изменить ситуацию.
– Расскажите поподробнее, кто может поступить в первый класс гимназии? Отдается ли предпочтение детям из верующих семей? Существует ли конкурс?
– Конкурс существует поневоле, потому что мы не можем принять в класс больше 16 человек. Наше «царство» маловато. Поэтому у нас в течение года с октября работает школа подготовки детей к первому классу. Прийти туда могут все без исключения. А дальше уже смотрим. Кто-то отсеивается, потому что понял, что не туда попал. Кому-то требуется консультация узких специалистов, кто-то просто «не тянет» программу, не готов.
– Школьная жизнь – это не только учеба, это еще и дружба, творческие проекты, участие в олимпиадах, конкурсах, кружках. Чем живет гимназия вне уроков?
– Гимназическая жизнь кипит. Мы ежегодно проводим пасхальные концерты, в которых принимают участие многие наши гимназисты, а на Рождество ставим спектакли. Участвуем во Всероссийской олимпиаде школьников, и довольно успешно: у нас есть победители не только районного, но регионального уровня. Наша команда по флорболу принимает участие в спортивных соревнованиях. Хор гимназии регулярно выступает на хоровых фестивалях. Работают технические кружки авиа- и судомоделирования, робототехники. Дети с удовольствием посещают мультстудию, где сами рисуют мультфильмы. Занятий много, главное – желание не просто отсидеть положенное время в гимназии, но еще и чему-то научиться.
Фото: Елизавета Михайлова, Геннадий Алексеев
Православное образование: зачем оно нужно человеку?
Главная тема: православное образование
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|