Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Главное в человеке – дух
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 08:11 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Главное в человеке – дух

Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина

В современном мире мы часто слышим о духовности и духовной жизни, когда речь идет о науке и разных формах искусства. То есть пение, музыку, балет, кинематограф, живопись и тому подобное зачастую относят к духовной жизни человека. Христианство, не отрицая значения всех этих форм деятельности, относит их не к духовной жизни, а к душевной, т.е. к действию человеческой души, частью которой является человеческий ум.


Фото: Ю. Павлюк

Человеческая душа включает в себя такую часть, которая подобна душе животных, т.е. связана с жизнью и функционированием тела, включая разные инстинкты. Однако душа человека существенно отличается от душ животных, и главное ее отличие заключается в том, что она неуничтожима и способна существовать без тела. Человеческая душа бестелесна и невидима глазами, она одарена умом. Ум – это часть души. Человек есть высшее Божие творение, он является образом Божиим, т.е. своего рода портретом Творца. Поэтому человеческий ум принципиально отличается от ума животных своими свойствами, одним из которых является способность к творчеству, т.е. способность создавать новое, то, что раньше не существовало. Другое отличное от животных качество человеческого ума – способность к логическому мышлению. Поэтому люди обладают речью, способны анализировать, познавать и преобразовывать окружающий мир, создавать письменность, разные формы искусства, науку и многое другое.

Христиане считают разные формы человеческого творчества делом души, т.е. делом душевным. При этом ясно, что творческая деятельность людей может иметь совершенно разную направленность. Она может быть созидательной, доброй, а может быть и разрушительной, злой. С чем это связано? Тут мы подходим к вопросу о человеческом духе. Единственным абсолютным Духом, не имеющим никаких свойств материальности, является Творец мира – Бог. Человека Он создал, как мы уже говорили, по Своему образу. Люди призваны в себе самих обожить творение, т.е. созданный материальный мир соединить с Творцом. Через людей земной мир может освящаться Богом. Поэтому люди имеют двусоставную природу: душевную и телесную.

Высшая часть человеческой души – дух.

Именно этот дух направляет деятельность ума и всей души. Именно он задает в человеческой личности определенные нравственные критерии. Совесть – также проявление человеческого духа. И мы можем видеть, как люди, имеющие схожие данные ума и тела, могут быть совершенно разного духа.

Еще древнегреческие философы одним из важнейших отличий человека от животных считали его способность к религии, к общению с небесным духовным миром и называли человека «животным молящимся», или «животным религиозным».

Человеческий дух способен общаться с Богом и даже принимать Его в себя.

Потому Иисус Христос и говорит, что Царство Божие должно созидаться внутри человека (см. Лк. 17, 21; Ин. 14, 23). Дух человека может быть наполнен разным содержанием. Преподобный Серафим Саровский наставлял православных христиан: «Стяжи (т.е. приобрети) дух мирный, и тысячи вокруг тебя спасутся». Множество великих подвижников учили о том, как стяжать, т.е. приобретать, Духа Святого в свое сердце. В данном случае мы говорим не о том «насосе», который качает кровь в теле человека, а о центральном органе человеческого духа, а значит, и души.

Священное Писание Нового Завета проводит четкое разграничение между людьми, имеющими живую связь веры и любви с Богом, и те­ми, кто этого не имеет. Поэтому можно говорить о людях душевных и духовных. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14).

Для неверующего во Христа человека представляется болезненным и ненормальным то, что члены Церкви говорят о своей связи веры с миром духовным, о благодатных ощущениях и переживаниях, о духовном преображении и обновлении человеческой личности с Божией помощью. И ничего удивительного в этом нет. Если человек слеп от рождения, то как он может различать цвета? Пока глаза не вылечат, восприятие цвета невозможно. Так и пока человек духовно не прозреет, он не сможет понимать духовный мир и действие Божией благодати (силы). Только по искренней вере Христу и Его Евангелию происходит духовное исцеление человека, когда он становится способным воспринимать в свое сердце действие и силу Божию.

Все люди по своей природе – и верующие, и неверующие – наследственно больны грехом. Телесная и духовная природа людей искажены грехопадением прародителей. Неверующий человек может быть высоконравственным и очень хорошим по своим душевным качествам. Но он не видит себя больным грехом, считает себя духовно здоровым или не верит в возможность духовного выздоровления и потому остается в болезненном состоянии искажения своей природы. А верующий человек старается духовно выздороветь.

В таинствах Святого Крещения и Миропомазания происходит усыновление Богу и принятие человеком даров Святого Духа, Который наполняет всю его душу и всё его существо новым содержанием. С этого начинается процесс духовного исцеления.

Для православного христианина духовная жизнь состоит в благодатной жизни своего человеческого духа. Это проявляется в стремлении поддерживать живое общение с Богом, искренней молитве, в том числе и участии в церковных таинствах, чтении и осмыслении Священного Писания Нового Завета. Кроме того, существует и немолитвенное общение с Богом. Оно выражается в творении бескорыстных добрых дел, личном служении Богу и людям в земной жизни, исполнении своего предназначения хрис­тианина – действовать от имени Бога везде, где люди нуждаются в помощи, содействии, укреплении и утешении. Мы, христиане, в земной жизни – не пассивный балласт, а активные Божии труженики, прикладывающие усилия для блага и спасения ближних. А ближний – всякий человек, который нуждается в нашем участии.

Именно жизнь Божиего Духа в человеке, освящающая дух, душу и тело верующего, а также жизнь человеческого духа, пропитанная Духом Божиим, и являются в собственном смысле духовной жизнью христианина.

И эта духовная жизнь преображает и освящает нашу земную жизнь и раскрывает в богоугодном направлении творческий потенциал человеческой личности.

Следует сказать, что духовная жизнь людей может быть и негативной, темной, когда дух человека питается и наполняется сатанинским разрушительным духом. Тогда энергия человека, в соответствии с выбором его воли, направляется на грех и зло, а весь творческий потенциал ума и чувств служит только животной части человеческой природы в самых разнообразных формах. Но такой вариант существования человеческого духа христиане не могут назвать духовной жизнью, потому что это ведет к вечной смерти, а не к вечной жизни.

 

Чем отличается нравственный человек от человека духовного?
Законы духовной жизни
Как научить ребенка духовной жизни?

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (26.03.2020)
Просмотров: 774
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz