Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Как прекрасно для нас обещание Господа, что алчущие в земной жизни - в жизни будущего века насытятся, плачущие - воссмеются, изгнанные за правду - наследуют Царство. Там, в иной жизни, узники обретут свободу, больные - исцеление, несчастные станут счастливы. Это, действительно, так восхитительно, что невольно даже верующие нет-нет да и усомнятся: "А подлинно ли все это будет? Ведь если бы мы были в этом уверены до конца, разве кто-нибудь из нас унывал, тосковал, обижался, тревожился бы о чем-то житейском? Только один был бы страх - согрешить, одна была бы печаль - о своем недостоинстве, одна была бы забота - быть верным Сотворившему и Любящему нас более, чем мы умеем любить самих себя".
Когда же придет в сердце такая вера, с которой уже ничего не страшно?
Одно дело верить в то, что впереди - встреча с Богом лицом к Лицу. Другое - ощущать свою бессмертность и присутствие Бога в себе уже сейчас. Только когда у нас есть это ощущение, переживание, опыт - только тогда вера становится не мировоззрением, а реальной силой, манящей человека, возвышающей и преображающей.
Как же достичь такого состояния? Слово "достичь", впрочем, неуместно. Не человек достигает Бога, а Бог приходит к человеку. Все подлинные блага - не столько награда, сколько дар Божий. Не своими усилиями восходим мы на Небеса, а благодатью Господней. Но Бог открыл нам путь, идя которым мы можем привлечь к себе эту благодать. Чтобы наследовать Жизнь Вечную, Господь предложил две самых главных заповеди: "…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя" (Лк. 10, 27).
Сколько раз уже возвращались мы к этим заповедям. И снова повторим их. Первую из них Господь в Ветхом Завете повелел не просто помнить, а сделать все, чтобы забыть ее было совершенно невозможно:
"Слушай, Израиль, - читаем в книге "Второзаконие" (Втор. 6, 4-9), - Господь, Бог наш, Господь един есть;
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем;
и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими;
и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих".
Попробуй, забудь теперь! Но ведь помнить и исполнять - не одно и то же. Как бы то ни было, лишь в той мере может человек ощущать себя бессмертным (не просто верить, а именно ОЩУЩАТЬ), в какой живет в нем любовь к Богу. Иначе говоря, любовь ко Христу и ощущение своей бессмертности - это одно и то же чувство, два разных названия одного и того же переживания.
Вновь, однако, вернемся к самому трудному вопросу: где же взять эту любовь? В первую очередь - средством ее стяжания является молитва во всем ее многообразии: и личная - келейная, и церковная - особенно евхаристическая. И еще Таинства Церковные, которые для того и установлены, чтобы через них подавалась сугубая благодать. А ведь из всех даров благодати любовь - наибольший дар. И, наконец, стоит вспомнить о второй заповеди, которую Сам Господь назвал подобной первой: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мк. 12, 31).
Одна женщина спросила оптинского старца Нектария, как ей возлюбить Христа. Старец ответил: "Прежде всего надо стараться ближнего возлюбить, а с ближнего любовь перейдет на Христа". Даже если нет в сердце живого чувства любви к ближнему, никто не мешает вести себя по отношению к нему милосердно, стараться сделать все доброе, что в наших силах. Самый яркий пример Господь привел, рассказав притчу о милосердном самарянине, бескорыстно помогшем встретившемуся на пути несчастному, ограбленному и избитому разбойниками. "Иди, и ты поступай так же" (Лк. 10, 37), - заканчивает Господь рассказ, обращаясь к каждому из нас. То есть иди и делай добро каждому нуждающемуся. И думается, что никакие богословские глубины, никакая премудрость не говорят нам больше о том пути, идя которым, мы можем ощутить бессмертие прежде самой смерти.
Сосуды Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|