Автор: Виталий Питанов
Виталий Питанов
Эзотерики не гнушаются применением некорректных приемов при ведении полемики с любыми оппонентами и, в частности, с христианами. Рассмотрим, каковы эти приемы.
1) Прием "разделяй и властвуй"45
Прием достойный Макиавелли. Главным образом находит свое применение в попытках эзотериков найти "хороших" первохристиан и противопоставить им современных христиан-"невежд". Например, Елена Рерих утверждала: "В христианстве я придерживаюсь, веры первых отцов христианства…"46. Анализ этих претензий показывает, что они ложны47. Также эзотерики упорно стремятся разделить хорошее учение Христа и "плохое" христианство: "…Конечно, христианство, в его современной форме, и учение самого Христа - две совершенно разные вещи…"48. При этом не приводится никаких серьезных доводов для обоснования данного утверждения.
2) "Ссылка на личные качества человека49"50
Например, Вивекананда утверждал, что христиане - "незначительные умы, с ограниченным, нетребовательным кругозором, никогда не осмеливаются парить мыслью"51. Вероятно, себя он считал великим мыслителем52. А можно ли назвать даже не корректным, а просто приемлемым, с точки зрения культуры общения, заявление теософских махатм о том, что у христиан "…фаршированные Библией мозги…"53? Не лучше ли самим теософам задаться вопросом, чем "фаршированы" мозги у них?
3) "Апелляция к незнанию"
Суть этого приема заключается в том, что предлагается некое утверждение, из которого делают вывод, логически из него совершенно не следующий, скажем, Елена Рерих писала: "Весьма любопытно, что никто не обращает внимания на странное обстоятельство, что в теософской литературе почти нигде не упоминается наша страна (Россия. - В.П.), как будто бы шестая часть Света не имеет места в космическом плане и эволюции. Почти никто не задается вопросом, в чем тут дело, где причина этого? Отвечу Вам - все сокровенное особо охраняется, и если бы раньше времени было оповещено, что этой стране предстоит великое будущее, то ее растерзали бы на части"54. Но в теософской литературе не упоминается не только Россия, но и, например, страны Африканского континента. Коль скоро это так, то на основании чего можно сделать вывод, что именно России суждено великое эзотерическое будущее?
Демонстрируют проблемы с логикой и непрерывные попытки эзотериков найти подтверждение своих доктрин в Священном Писании. Отношение Е.П. Блаватской к Священному Писанию весьма специфично, оно не отмечено ни уважением, ни тем более благоговением: "Что вообще мир знает о Петре и Симоне, к примеру? В светской истории нет записей об этих двух, тогда как то, что нам рассказывает о них так называемая священная литература, разбросано и содержится в нескольких фразах "Деяний". Что касается Апокрифов, то само их название запрещает критикам доверять их информации. Однако оккультисты заявляют, что как бы односторонни и предубежденны они ни были, эти апокрифические55 "Евангелия" содержат гораздо больше исторически правдивых событий и фактов, нежели "Новый Завет", в том числе "Деяния". Первые являются голыми необработанными преданиями, последние же (официальные "Евангелия") представляют собою тщательно разработанные легенды. Святость "Нового Завета" - личное дело каждого и дело слепой веры (выделено нами. - В.П.), и тогда как каждый обязан уважать личное мнение своего соседа, никто не принуждается его разделять" 56. Как видим, Е.П. Блаватская утверждает, что Евангелия - это "разработанные легенды", но если это так, то почему теософы непрерывно ищут в них какую-то эзотерическую мудрость? Неужели сами теософы превратились в приверженцев "слепой" веры? Не было бы более разумным в такой ситуации полностью отвергнуть Евангелия, объявив их ложными? Но ведь теософы этого не делают. Странная двойственность.
Помимо несостоятельных аргументов, с помощью которых эзотерические учителя пытаются доказать истинность своего учения, они нарушают даже собственные требования, установленные ими для "посвященных". Например, Е.П. Блаватская утверждала, что "посвященным" не может быть человек, имеющий семью, и что безбрачие является обязательным условием духовного развития в оккультизме57. Далее она писала: "Невозможно служить своему телу и высшей Душе, исполнять семейный долг и долг вселенский, не нанося ущерба одному из них…"58. Но как же быть с семьей Рерихов? Как же Елене и Николаю Рерих удалось стать "посвященными", нарушая при этом основные оккультные требования? Или оккультные законы работают выборочно и не распространяются на особо "избранных"?
Универсальным методом познавательной деятельности человека, представляющим собой соединение множества элементов в единое целое, является синтез59. Синтез имеет множество модификаций и заключается в объединении выделенных в объекте частей в целое для получения знания о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части60. Есть ли в эзотерике синтез, на который она претендует? Синтез осуществляется тогда, когда логическое соединение объединяемых частей происходит без их "обрезки". Если синтез эзотеризма корректен, то все задействуемые им элементы должны присутствовать в неискаженном виде, в том виде, в котором они присутствуют в своем первоисточнике, в данном случае - в той религии, откуда они позаимствованы. Если же подобное соединение осуществляется с нарушением данного условия, то о синтезе речь идти не может. Искажает ли эзотеризм учение Церкви, которое частично заимствует? Остановимся на этом вопросе подробнее.
Елена Рерих пишет: "Махатма отрицает и говорит лишь против кощунственного, именно, человеческого представления Личного Бога, жестокого и несправедливого, карающего вечным проклятием каждого еретика и оправдывающего все злодеяния, совершаемые в прославление Его, Бога церковной догмы, который, будучи умилостивлен принесением в жертву Его Сына, допускает в Свое Небесное Царство лишь уверовавших в эту жертву. Но так как человечество, от самого начала своего, рождалось и рождается во множестве вне лона христианской церкви, то, значит, огромное большинство осуждено на вечные муки. Но разве виноваты они, что "Милосердный" Отец соизволил послать Своего Единородного Сына лишь в одно время, лишь в одну страну и к одному народу? За что же карать их? Неужели все эти биллионы душ осуждены вечно гореть в адовом огне только потому, что они не имели возможности физически узреть и услышать Сына?"61. В этом утверждении мы видим примеры откровенной клеветы, когда христианству приписываются идеи, которых в нем нет. Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что понимание личности в христианстве и эзотеризме принципиально различно, поэтому, когда христианин говорит о личности, то он подразумевает под этим понятием нечто совершенно иное, нежели эзотерик. Некорректно критиковать чужое мировоззрение, подменяя понятия, это является формой лжи. Далее, утверждение о том, что Церковь учит о вечной гибели всех тех, кто не является христианином, тоже не соответствует действительности. Священное Писание говорит, что Бог "…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:4). А также: "…нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся - потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую - в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа" (Рим. 2:11-16). Христиане не утверждают, что все, кто не принадлежит к Православной Церкви, обязательно погибнут. Церковь предает этот вопрос милости Божией, так как нам не известен суд Божий: "Внешних… судит Бог" (1 Кор. 5:13), но конец света не наступит раньше, чем Евангелие не будет проповедано до всех концов земли (см. Мф. 24:14). Мы утверждаем, что нет спасения для тех, кто занимается сознательным богоотвержением, что нет спасения вне Христа.
Рассмотрим еще один фрагмент из писем Елены Рерих: "Теперь в чем заключается самый тяжкий грех церкви? Именно в том, что церковь, на протяжении веков, внедряла в сознание своей паствы чувство безответственности. С детства мы знали, что человек может совершать самые большие злодеяния, но если священник на исповеди отпустит грехи его, то он освобождается от бремени их и может начинать вновь нагружать себя до следующего, столь же успешного освобождения, разве что за повышенную плату"62. Учение о покаянии никак не вмещается в оккультное представление о карме, чтобы преодолеть это противоречие, Елена Рерих опять прибегает ко лжи, приписывая Церкви доктрины, которых в ней нет. Прежде всего, цель исповеди не в магическом, как думают оккультисты, снятии грехов, а в изменении ума кающегося, в изменении всего строя его жизни, в его исправлении. Священник молится о прощении грехов исповедующегося, но никакие грехи автоматически не снимаются просто в силу самого участия человека в таинстве. Такой магический подход к покаянию не имеет ничего общего с реальным учением Церкви о данном таинстве. И чувство безответственности данное таинство не воспитывает по той причине, что, сколько бы священник не произносил "прощаю и разрешаю", Господь может ответить: "Я не прощаю, потому что не было покаяния, не произошло внутреннее изменение человека". И ни один православный христианин не может себя считать спасенным, даже если участвует в таинствах Церкви - люди, считающие иначе, либо обольщаются, либо откровенно лгут.
Итак, эзотерики строят свой синтез на искажениях христианства, на прямой лжи, а не на беспристрастном освещении христианского вероучения, поэтому эзотерический синтез синтезом назвать нельзя.
У нас более чем достаточно оснований для обвинения эзотерических учений в эклектичности. Читателю же эзотерической литературы необходимо помнить, что, "используя вырванные из контекста факты и формулировки, произвольно объединяя противоположные воззрения, эклектика стремится вместе с тем создать видимость предельной логической последовательности и строгости"63. Но видимость не становится реальностью, равно как истина не проистекает из лжи, на которой строится все оккультное учение.
Мы уже говорили выше, что поведение человека определяется его нравственными установками, которые, в свою очередь, проистекают из ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. Например, если главным в жизни человека является нажива, и при этом он считает, что Бога нет, то восьмая заповедь Декалога "не укради" вряд ли будет им соблюдена. Если все общество примет эту установку в качестве нормы, то последствия представить себе нетрудно. И сколько бы человека ни призывали к высокой морали, маловероятно, что он внемлет этому призыву, если у него не будет для этого серьезных оснований. Отсутствие абсолютных нравственных критериев, когда в качестве единственного критерия морали остается субъективная оправданность собственных действий, ведет к беспределу вседозволенности и безнравственности.
Не существует людей, не имеющих никаких нравственных установок, любые человеческие взаимоотношения имеют нравственную составляющую64. Однако "нравственный субъективизм неизбежен там, где жизнь лишена объективных религиозных основ"65, нравственные ценности не могут быть относительными, они должны быть абсолютными, каковыми они являются в христианстве.
Почему эзотерики с такой ненавистью относятся к христианству? Потому что оно является носителем абсолютных нравственных принципов. Эзотеризму близка коммунистическая идеология "классовой морали": нравственно все то, что служит интересам пролетариата и его передового отряда - коммунистической партии. Если партия приказала во имя построения "светлого будущего" физически уничтожить половину населения страны, значит, сделайте это. Аналогичную картину мы наблюдаем в эзотерическом учении: нравственно все то, что служит интересам эзотерики. Но такая позиция чужда христианству, и поэтому христианство - на прицеле последователей "тайных наук". Эзотеризм заинтересован в смещении нравственных критериев, в том, чтобы мораль стала относительным понятием. Любое преступление будет приемлемо, если оно оправдывается "высокими" целями. Но средства всегда являют истинную цель; невозможно достичь благой цели, используя одиозные средства, а потому цель всегда соответствует средствам своего достижения, а средства - цели.
Наверное, никто не будет спорить, что вера в свидетельство Бога о Самом Себе через Священное Писание: "Я есмь Сущий" (Исх. 3:14) прямо противоречит вере атеистов в отсутствие Бога. Как известно, "…всякое дерево познается по плоду своему…" (Лк. 6:44). Если мораль прямо связана с мировоззрением человека, каждый из нас может сделать собственные выводы о нравственных установках, формируемых христианством и атеизмом, сравнив результаты их воплощения в жизнь. Поэтому, если задаться вопросом, все ли равно во что верить, то здравым ответом будет лишь однозначно отрицательный.
Как определяют свое нравственное учение эзотерики? Елена Рерих от имени махатм пишет: "Урусвати (Елена Рерих. - В.П.) знает, насколько тождественны основы нравственных Учений всех веков"66. Но, если в самом деле основы учений всех веков тождественны, то тогда будут тождественны и плоды их реализации. Например, шестая заповедь Декалога гласит: "не убий" (Втор. 5:17). Если нравственная основа всех религий одинакова, то эта заповедь должна соблюдаться не только в христианстве. Как она реализуется, скажем, в индуизме?
В индуизме существует обряд, называемый сати67, который заключается в том, что после смерти мужа вдова должна покончить с собой через самосожжение, заживо сгорев на том же погребальном костре, на котором сжигают тело ее мужа. Этот обряд в Индии запретили только после прихода англичан. Но нравственная совесть индуистов не была мучима существованием этого обряда, и сотни тысяч женщин, если не миллионы, были вынуждены принять такую смерть. При этом хотелось бы обратить внимание читателей на то, что это был не обряд какой-то маргинальной секты, а общепринятая практика, которая до сих пор приносит свои смертоносные плоды в некоторых деревнях Индии. Религиозное самоубийство в индуизме имеет достаточно широкое распространение: кроме уже описанного выше обряда сати, можно назвать обряд дикша68. Дикша - это религиозное самоубийство, совершаемое через самосожжение или самоутопление, чаще всего во имя бога Шивы. В средние века дикша считалась нормой, сейчас она менее распространена, но не прекратила своего существования. Цель дикши - очищение от кармы: индусы верят, что человек совершает подвиг, убивая себя во имя Шивы, и сразу попадает в его обитель. Некоторые почитатели богини Кали, которая, как и Шива, очень любит кровавые жертвоприношения, прежде чем совершить ритуальное самоубийство, отрезают себе части тела. Многие индуисты считают для себя честью покончить жизнь самоубийством, прыгнув под колеса гигантской колесницы во время обряда перевозки идолов из храма Джаганнатха в Ориссе в другой конец города69. И по сей день ежегодно, несмотря на попытки индийского правительства снизить количество самоубийств, идолы храма Джаганнатха собирают обильный урожай крови. Также можно напомнить эзотерикам о ритуале джайнов, так называемом ритуале саллекхана7 - добровольной голодной смерти ради достижения высших сфер, о кровавых жертвоприношениях богине Дурге71, которой периодически, кроме животных, жертвуют и людей, что, кстати, происходит до сих пор. Но, может быть, индуизм - исключение из правил, а в высокоэтичном буддизме ничего такого нет? Обратимся к фактам.
Японский обряд харакири не отменили ни традиционная японская религия синто, ни дзэн-буддизм, более того, они нашли ему нравственное обоснование: "подобная легкость лишения себя жизни… обусловлена полнейшим пренебрежением к ней, выработанным при помощи дзэновского учения…"72. Как видим, утверждение, что нравственная основа всех религий одинакова, является откровенной ложью, рассчитанной на людей, которые изучают мировые религии по книгам эзотериков.
Неудивительно, что эзотерики так любят индуизм со всеми его извращениями, "любви к жизни" в самой теософии мало, более того, если христианство говорит о вечной жизни, то Е.П. Блаватская ее отвергает: "Убей любовь к жизни, но если убьешь ты любовь к жизни, да будет это не из жажды вечной жизни, но дабы заменить конечное пребывающим"73. В фразе "заменить конечное пребывающим" под "конечным" вероятно, имеется в виду земная жизнь, а вот под "пребывающим", - скорее всего, вечное пребывание в обществе тех учителей, которые распространяют подобные идеи74. Что же касается слов "не из жажды вечной жизни", то нетрудно догадаться против кого направлен этот выпад: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (выделено нами. - В.П.)" (1 Ин. 5:20).
Какие принципы определяют нравственную жизнь эзотерика? Оказывается, никакие: "Теософия не обладает готовым кодексом морали (выделено нами. - В.П.), ибо все ее положения выражают высочайшую нравственность; собирая воедино самые благоухающие цветы из всех религиозных систем мира, она дает своим последователям наиболее высокие нравственные учения"75. Как видим, Анни Безант - второй президент теософского общества - утверждает, что теософам свойственна "высочайшая нравственность", и это при отсутствии четких нравственных принципов, определяющих ее. О том, каковы последствия веры в относительность нравственных принципов, мы уже выше писали. Что представляют собой нравственные принципы эзотериков? Абстрактной нравственности не существует, нравственные ценности проистекают, как автор выше уже неоднократно упоминал, из мировоззрения человека. Например, в Священном Писании сказано: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14:6), из этого следует нравственный вывод: "…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое" (Ин. 14:23). Нравственность христиан проистекает из любви к Сыну Божиему, к Иисусу Христу, нравственность является естественным следствием этой любви, и без нее была бы невозможна. Следствием, проявлением любви ко Христу является соблюдение установленных Им нравственных принципов. Но ведь и эзотерики имеют учение, которое тоже приводит к определенным последствиям. Сравнивая плоды христианского и эзотерического учений, можно получить представление и о самом учении. Попытаемся сравнить некоторые нравственные принципы христианства и эзотеризма.
В Священном Писании сказано: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4:6). Святой Максим Исповедник так определяет гордость: "…тот горд, кто не признает ни Божеской помощи, ни человеческой немощности"76. Эзотерики вполне соответствуют этому критерию. Например, Е.П. Блаватская писала: "Человек не может быть спасен никакой внешней силой - это вечный закон"77; "Утвердитесь на мысли, что никто кроме вас самих не в состоянии помочь вам, и постепенно оборвите всякую привязанность ко всему"78. Итак, "Божеской помощи" эзотерики не признают, а как насчет "человеческой немощности"? На этот вопрос откровенно ответил Вивеканада: "Веданта не признает никакого греха, она признает только ошибку. И величайшей ошибкой, говорит веданта, было бы говорить, что вы слабы, что вы грешник, несчастное создание, говорить, что у вас нет сил и вы не можете сделать то или другое. Всякий раз, когда вы думаете подобным образом, вы, можно сказать, добавляете еще одно звено к той цепи, которая не дает вам подняться, вы накладываете еще один слой гипнотизма на свою собственную душу. Поэтому не прав тот, кто думает, что он слаб, не прав тот, кто считает, что он порочен, и человек думающий подобным образом, бросает в мир порочные мысли"79. Е.П. Блаватская доводит этот парад гордыни до его логического завершения: "Он (ученик. - В.П.) должен принять в качестве Бога, которому он жертвует, либо себя, либо другого реального Бога - Ишвару80, и все его дела и стремления происходят или во имя себя, или во имя Всего"81; "…отныне ты (достигший реализации, ставший "посвященным". - В.П.) для себя и Бог, и Учитель, и предмет своего собственного искания…"82. Фактически, все заканчивается банальным повторением искушения Евы: то же желание стать богом без Бога (см. Быт. 3:4-5).
Степень нравствености эзотерического учения можно оценить, приняв во внимание тот факт, что эзотеризм признает законы кармы и реинкарнации, несмотря на их откровенную антигуманность. Вот что пишет по этому вопросу профессор Н. Гайслер: "В конечном счете, реинкарнация антигуманистична. Она отрицает сострадание в обществе. Любой, кто помогает тысячам нищих, больных, увечных, бездомных и умирающих от голода людей на улицах Индии, действуют против закона кармы. Люди страдают, чтобы погасить свои кармические долги, а если вы им помогаете, то им придется вернуться еще раз и страдать еще больше, чтобы избыть этот долг. Согласно традиционным индуистским верованиям, любой, кто помогает страждущим, ухудшает карму, и не чужую, а свою собственную. Социальная помощь, которая существует в Индии - это результат не индуистских, а внешних, преимущественно христианских влияний. Индуизм не породил такого человека как мать Тереза"83. Как видим, христианская заповедь: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5:7) к последователям эзотеризма не относится. Развитию каких душевных качеств способствуют, например, такие утверждения Е.П. Блаватской: "Денно и нощно размышляй о нереальности самого себя и окружающего мира"84? Идея иллюзорности мира позаимствована эзотериками опять же из индуизма, но из этой идеи следует весьма определенный вывод, который озвучил йог Чинамайананда: "Все причины… страданий человека являются просто умственными построениями самого человека и иллюзорны"85. Интересно отметить, что Елена Рерих писала: "Не следует рассматривать нашу жизнь на земном плане как нереальную или менее реальную, нежели в других мирах. Ибо лишь земная жизнь дает нам основу для дальнейшего усовершенствования и сознательного существования в мире тонком"86. Как видим, по одному и тому же вопросу Е.П. Блаватская и Елена Рерих придерживаются противоположных мнений. Как поступать эзотерику, если он встречает в книгах своих учителей взаимоисключающие утверждения? Эзотеризм предлагает собственное объяснение этой трудности: "Все недоумения и обвинения в противоречии объясняются все той же трудностью для неподготовленного сознания вместить противоположения"87. Елена Рерих также добавляет: "…от ученика требуется полное доверие даже там, где ему сейчас нечто неясно. При дальнейшем расширении сознания многое, казавшееся иногда даже противоречивым, укладывается по местам. Моя любимая формула - доверие до конца (выделено нами. - В.П.)"88. В общем, если на клетке с тигром написано "ягненок", не верьте своим глазам и идите до конца, пока не "вместите противоположения".
Хотелось бы надеяться, что не все эзотерики принимают безнравственные концепции своих учителей как руководство к действию, в качестве предостережения для них можно привести следующие слова Священного Писания, свидетельствующие о необходимости сострадательного отношения к окружающим: "Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне89. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25:37-46).
©Питанов В.Ю.
Окончание следует
Эзотеризм как путь к расизму. Часть 1
Эзотеризм как путь к расизму. Часть 2
Сноски
44 Живая этика. Надземное. 295.
45 Ивлев Ю.В. Логика. М., Проспект. 2005. С.208.
46 Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.2. Минск. Лотаць. 1999. С.527.
47 См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.orthodox.ru/
48 Письма Е.И.Рерих. Цит.: Хранитель. №1. 1998., С.16.
49 Особенно часто эзотерики прибегают к нему в личном общении: автор многократно испытывал действие этого метода на себе.
50 Ивлев Ю.В. Логика. М., Проспект. 2005. С.217.
51 Свами Вивекананда. Философия Йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С.365.
52 О том, имел ли он какие-либо основания для столь высокого мнения о себе, см.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда. http://apologet.orthodox.ru/
53 Учение Махатм. М., Сфера. 2000. С. 41.
54 Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.2. С.233.
55 Интересно отметить, что все апокрифы исторически появились позже, чем книги, вошедшие в канон Нового Завета. Если учесть любовь эзотериков к древности, то их любовь к апокрифам выглядит довольно непоследовательно.
56 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП "Сирин". 1993. Т.3(5). С.108.
57 См.: Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., Сирин. Т.2 (3). С.370.
58 Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение. Рига.1991. С.31.
59 Краткий философский словарь. Под ред. доктора философских наук А.П. Алексеева. М., Проспект. 2002. С.348
60 См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., Проспект. 2004. С.374.
61 Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. С.328.
62 Там же. С.336-337.
63 Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1997. С.99.
64 Прот. Владислав Свешников. Очерки христианской этики. М., Паломник. 2000. С.8.
65 Там же. С.113.
66 Живая этика. Надземное. 295.
67 Словарь: индуизм, джайнизм, сикхизм. М., Республика. 1996. С.395.
68 Катастрофы сознания. Минск. Литература.1997. С.73.
69 Там же. С.74.
70 Словарь: индуизм, джайнизм, сикхизм. М., Республика. 1996. С.515.
71 Там же. С.180.
72 Катастрофы сознания. Минск. Литература.1997. С.94.
73 Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение. Рига.1991. С.40.
74 Учитывая, что эзотерики, по сути, являются богоборцами, к ним вполне можно отнести следующие слова Священного Писания: "Да обратятся нечестивые в ад, - все народы, забывающие Бога" (Пс. 9:18).
75 Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., СП "Интегратор сервис". 1994. С.6.
76 Добротолюбие. Свято-Троицкая Лавра. 1993. Т.3. С.279. / Св. Максим Исповедник. 3.192.
77 Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение. Рига.1991. С.12.
78 Там же. С.5.
79 Свами Вивекананда. Практическая веданта. М., Ладомир, 1993. С.383.
80 Личный бог в индуизме.
81 Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение. Рига.1991. С.11.
82 Там же. С.42.
83 Гайслер Норман Л. СПб., Библия для всех. 2004. С.817.
84 Блаватская Е.П. Практическое сокровенное учение. Рига.1991. С.12-13.
85 Даоская йога. Бишкек. 1993. / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. С.377.
86 Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. С.282.
87 Там же. С.126.
88 Там же. С.120.
89 Каким образом эти слова согласуются с законом кармы, подтверждений существования которого эзотерики упорно, но тщетно ищут в Библии?
Общение с экстрасенсами разрывает живую связь с Богом. Часть 1
Общение с экстрасенсами разрывает живую связь с Богом. Часть 2
Общение с экстрасенсами разрывает живую связь с Богом. Беседа с протоиереем Борисом Балашовым. Часть 3 Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|