8 октября - память преставления преподобного Сергия Радонежского
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Очень часто говорят, что духовным центром России является Троице-Сергиева Лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским. Почему это так и почему монах, удалившийся от грешного мира в пустынный радонежский лес, сыграл огромную роль в соединении и возрождении Руси, разоренной тяжелейшим татаро-монгольским игом?
Прп. Сергий Радонежский в своей обители. Рисунок В.А. Макарова с гравюры XIX в.
Преподобный Сергий, в Крещении получивший имя Варфоломей, родился в 1314 г. в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В результате разорения русских земель частыми набегами татаро-монгольских захватчиков семья преподобного была вынуждена переселиться в пределы Московского княжества и обосновалась в небольшом городке Радонеж.
С раннего детства отрок Варфоломей нашел для себя великую радость в молитвенном общении с Богом, Который стал для него на всю жизнь самым любимым и надежным Другом. В своей молитве мальчик открывал Творцу все свои мысли и чувства и ощущал, что Тот, к Кому он обращается, его понимает. Варфоломей сумел ощутить, что этому теплому общению с Богом мешают, препятствуют грехи, возникающие в мыслях, чувствах, словах и поступках. Поэтому мальчик начал осознанно бороться со злом и грехом в собственном сердце.
Отрок стремился узнавать и понимать Того, Кто стал для него самым близким и родным Существом. Укреплению живой связи с Богом содействовало и внимательное слушание Священного Писания в храме, и вдумчивая, внимательная церковная молитва. Дома родители читали своим детям священные книги Нового Завета и Псалтирь. Но как ни старался Варфоломей научиться сам читать священные книги, у него никак это не получалось. Много пришлось ему перенести горя и насмешек и дома, и в школе из-за того, что никак не давалась ему грамота. Братья давно уже сами читали книги, а Варфоломей ощущал полную беспомощность в том, что для него было очень желанно и дорого (стоит вспомнить, что первыми книгами, по которым детей учили грамоте, были Новый Завет и Псалтирь).
Наконец Господь услышал горячую молитву мальчика. Однажды, разыскивая пропавшую лошадь, Варфоломей увидел в поле старца, молившегося под дубом. Отрок подошел к нему под благословение, рассказал о своей скорби и попросил его молитв. По окончании молитвы старец сказал ему: "Отныне Бог даст тебе, чадо, уразуметь грамоту!" Затем он дал ему часть просфоры и произнес: "Не смотри, что часть сия так мала - велика будет сладость, когда вкусишь от нее!"
Отрок пригласил старца-монаха зайти в их дом. Гостю предложили пообедать, но он сказал, что сначала надо помолиться, и предложил отроку прочитать вслух молитвы по книге. Бедный мальчик от смущения не знал, куда деваться, а родители стали извиняться перед монахом: дескать, не взыщите, мальчик-то у нас хороший, да неспособный к учению и не в состоянии освоить грамоту. Но старец настоял на своем. Варфоломей открыл книгу, в которой раньше не мог прочитать ни одного слова, и вдруг… полилась стройная речь молитвословий. Мальчик выпросил себе у Бога дар книжного разумения. Именно это событие стало той исходной точкой, с которой начинался отсчет нового времени для отрока - времени, когда его душа и ум стали возрастать на основе изучения Божией премудрости, заложенной в Священном Писании и святоотеческих книгах.
Любовь Божия, к которой все более и более приобщался Варфоломей через чтение священных книг, молитву и усердное исполнение воли Божией, влекла его по жизни к Тому Единому, мудрость Которого отражалась во всех творениях Божиих, а особенно ярко - в человеческих душах. Для юноши стало ясно, что только личное бессмертие, даруемое Богом людям, дает смысл человеческой жизни и всей земной деятельности людей. Вкусивший великую радость в Богообщении, он уже не хотел променять ее на мелкие житейские радости и комфорт - эти эрзацы, подмены райской жизни, которой жаждет всякая человеческая душа, хотя и не многие находят путь к ней.
Варфоломей стал стремиться к уединенной монашеской жизни, которая через сознательное преодоление трудностей и греховных страстей в душе приготовила бы внутренний мир человеческой личности - его бессмертную душу - стать святыней, тем местом, куда войдет и где будет обитать Богочеловек Иисус Христос.
Похоронив родителей и отдав свою часть наследства женатому брату, Варфоломей устремился к монашеской жизни.
В дремучем глухом лесу в 70-ти километрах от Москвы он нашел место, которое ему полюбилось: небольшой холм, называемый Маковец. Здесь была поставлена маленькая деревянная церковь во имя Святой Троицы, и здесь началась монашеская жизнь юного подвижника. Здесь же много позже он принял монашество с именем Сергий. С этим именем он войдет в историю нашего Отечества. А было ему тогда всего 23 года.
Находясь в отшельническом уединении, Сергий постоянно молился о всех христианах и своей угнетаемой захватчиками и раздираемой сварами князей любимой родине.
Монашеская жизнь оказалась очень тяжелой. Ночи преподобный проводил в теплой сердечной молитве, днем читал Слово Божие - Священное Писание, трудился: рубил дрова, возделывал огород. Такой образ жизни помогал ему преодолевать многочисленные тяжелые искушения. В этих постоянных трудах возрастали духовный опыт и благодатная жизнь в глубоком Богообщении.
Постепенно о подвижнике стали узнавать люди. Многие приходили за советом, а некоторые решили остаться жить в этой лесной пустыни вместе с преподобным Сергием. Но не сразу принимал их радонежский подвижник на совместную монашескую жизнь. Он говорил им: "Приготовьте сердца ваши не на покой и беспечалие, а на терпение, чтобы переносить всякое искушение и всякий труд, приготовьтесь на пост, на подвиги духовные и на многие скорби!" Так постепенно возник маленький монастырь, который стал серьезной духовной школой для живущих в нем монахов. Личным примером, своим подвижническим образом жизни, мудрым словом наставления готовил преподобный Сергий своих учеников к их будущему героическому служению Православной Церкви и родному народу.
Через 15 лет после возникновения Радонежской пустыни вокруг нее стали селиться крестьяне, несколько позднее - ремесленники. И таким образом возник посад, то есть городское поселение вокруг монастыря.
В 1380 году, перед походом против татарского хана Мамая, грозившего новым опустошительным нашествием на Русь, великий князь Димитрий, получивший впоследствии прозвище Донского, приехал в Троицкий монастырь к преподобному, чтобы помолиться и принять благословение на защиту Отечества. Святой осенил его крестом, окропил князя и его дружину святой водой и возвестил грядущую победу. По просьбе великого князя преподобный Сергий послал с ним в боевой поход двух иноков, бывших ранее в миру воинами - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. 7 сентября 1380 года русское воинство переправилось через Дон, а 8 сентября состоялась знаменитая Куликовская битва, которая закончилась полным разгромом татар и бегством Мамая. Во время боя преподобный Сергий с братией молился в храме о победе русских воинов и о упокоении павших, называя их вслух по именам. Позднее, по возвращении в Москву, великий князь велел поминать павших воинов в храме. Так возникла поминальная Димитриевская родительская суббота.
Преподобный Сергий содействовал единению русских земель вокруг Москвы и укреплению государственной власти в руках великого князя. Так создавалась великая Россия.
Многие ученики преподобного разошлись по отдаленным и пустынным местам северной части Руси. И, селясь в уединенных диких местах, они фактически повторяли путь преподобного Сергия. Постепенно к ним собирались любители монашеского уединения. Возникали монастыри, вокруг них селились люди. Так возникали многие новые русские города, обживались новые места. Монастыри становились центрами духовной культуры и народного просвещения.
Таким образом духовный опыт и христианское понимание жизни, почерпнутые преподобным Сергием из книг Священного Писания и личного богообщения, через его учеников и их учеников становились духовным опытом многих тысяч людей. Так возрождалась русская культура после татаро-монгольского разорения.
Велик вклад преподобного Сергия в дело созидания русского государства, формирования единого русского православного народа, его культурного и духовно-нравственного просвещения. Но это не только прошлое. И по сей день обитель преподобного Сергия является духовным сердцем православного русского народа и центром духовного просвещения.
Благодать, исходящая от святых мощей преподобного Сергия, и молитвы перед ними духовно укрепляют сотни тысяч православных людей разных национальностей. Духовный опыт и величие преподобного Сергия являются великой святыней Православной России и всего православного мира.
Протоиерей Борис Балашов,
настоятель Скорбященской церкви г. Клин
Фото: Валентин Макаров
Преподобный Сергий Радонежский
Свято-Сергиевская церковь д. Мисирёво Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|