Старец имел особый талант вести беседу с простыми малограмотными людьми. Не высокоумными поучениями и суровыми проповедями наставлял и ободрял он людей, нет! Притча, к месту вставленная поговорка, меткое народное словцо делали его речь яркой и доходчивой. Выйдет, бывало, старец к ожидавшим его, поговорит, пошутит, и, смотришь: все оживятся, повеселеют – у всех и впрямь «совсем другие глазки»!
Любил батюшка облечь свои наставления в рифму. Тем самым он словно приделывал им крылья, и они разлетались по всей России, передаваясь из уст в уста.
Так, например, на вопрос: «Как жить?» – отвечал: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение!» Кто не слыхал этой крылатой фразы? Слышали-то, может, все, но не все знают, что автор ее – батюшка Амвросий.
А вот некоторые другие поучения старца:
• Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно. Тогда дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
• Отчего человек бывает плох? Оттого что забывает, что над ним – Бог!
• Скука – унынию внука, а лени дочь. Чтоб прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись. Тогда и скука пройдет и усердие придет. А если еще терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
Однако не только простолюдины обращались к старцу Амвросию. У него бывали и переписывались с ним люди из всех слоев общества, в том числе и из самых высших: митрополит Московский Иоанникий, некоторые епископы, великий князь Константин Константинович Романов, обер-прокурор Священного Синода, государственные чиновники, а также знаменитые философы, ученые, писатели, художники, композиторы. Так что он «для всех был всем», как по смерти старца напишут на его могиле.
Из книги «Рассказы о батюшке Амвросии,
оптинском старце»
Источник фото: patriarchia.ru
Преподобный Амвросий Оптинский В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал Богу обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, "жался", по его выражению. В 1837 г. молодой выпускник семинарии стал преподавателем в Липецком Духовном училище. Однако совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести
Духовное наследие Оптинского старчества и Россия Автор: Митрополит Калужский и Боровский Климент Почему народ шел за советом, за помощью в монастырь к монахам, а не к приходским священникам? Ведь и сегодня существует подобное явление, когда человек в жизненно важных вопросах решает довериться старцу, а не местному священнослужителю
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|