Автор: протоиерей Игорь Гагарин
4 ноября (22 октября по ст. ст.) православные люди совершают празднование Казанской иконе Божией Матери.
Казанский собор на Красной площади в Москве
Праздник этот не общеправославный, а именно русский. И не самый древний - ему нет еще и 400 лет. Однако вот уже не один год в этот же день в России отмечается День народного единства. Понятно, что названные праздники не дублируют друг друга, каждый из них вполне самостоятелен. И все же то, что отмечаются они в один день, конечно, не является случайным совпадением. День народного единства появился одновременно с отменой празднования дня Великой Октябрьской социалистической революции. В те годы нам внушалось, что Октябрьская революция - величайшее и прекраснейшее событие нашей истории. Утвердить народ в этой мысли был призван день 7 ноября. К нему настолько привыкли, что, когда понимание того, что произошло с Россией в дни Октябрьского переворота, радикально изменилось, когда большинству из нас открылось, что революция была началом величайшей трагедии, пережитой Россией в XX столетии, название и смысл праздника изменили, он стал Днем согласия и примирения. Дату же оставили прежнюю - может быть, поэтому новый праздник тогда и не прижился. Все очень хорошо помнили, какое событие произошло в этот день, - при чем здесь согласие и примирение?
Идея праздника, мне кажется, была вполне хороша, но выбор даты оказался крайне неудачным и компрометировал идею. И вот - новый праздник! И совпадение этого нового гражданского праздника с более старым церковным не только символично, но и очень обнадеживающе. Сам факт появления общенародного праздника в этот день может восприниматься как одно из чудес Божиих. Ведь что такое чудо? Это или что-то сверхъестественное, или совершенно невероятное…
Вспоминаю, как в школьные годы на октябрьские праздники учительница возила нас на Красную площадь. Помимо осмотра революционных достопримечательностей, приходилось нам, детям, заходить и в общественный туалет, который находился возле ГУМа. Помню, от кого-то услышал тогда, что до революции на этом месте был храм. Нас, юных безбожников, это тогда не смутило, а, скорее, с еще большей силой утвердило в мысли, что у религии нет будущего, что она доживает последние дни. И если бы кто-то тогда вдруг сказал, что достаточно скоро здесь снова будет храм Казанской иконы Божией Матери и установят праздник в честь этого почитаемого образа, - это воспринялось бы чем-то совершенно невозможным.
Неверующие сказали бы, что это безумие, немногочисленные в то время верующие - что это чудо. Сегодня мы с вами - свидетели этого чуда.
Казанскую икону Божией Матери в России почитают особо и чествуют дважды в году. Причем если первый, июльский, праздник установлен в честь ее явления и носит чисто духовный характер, то второй, ноябрьский, с самого начала имел еще и гражданский, патриотический смысл. Он установлен в память избавления России от поляков в 1612 году. Это было окончание Смутного времени, когда наша страна находилась на краю гибели и избежала ее. Все мы с благодарностью помним имена Минина и Пожарского и называем их спасителями России. Сами же названные герои спасителями видели не себя, а Того Единственного, в Чьей руке - спасение и погибель, победа и поражение, успех и неудача.
Еще в ветхозаветные времена пророки Израиля внушали народу Божию мысль о том, что любая победа зависит не только и не столько от нашей силы и мужества, сколько от Бога. Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо (Пс. 19, 8-9). Понимание этой истины было залогом будущих побед и успехов, забвение же ее влекло трагедии и катастрофы. Князь Пожарский во время войны всегда возил с собой Казанскую икону Божией Матери. Накануне решающей битвы за Москву русское воинство молилось перед этой иконой, и когда была одержана победа, никто не сомневался в том, что достигнута она была заступничеством Божией Матери. В честь этого и был установлен праздник. Теперь в этот же день мы отмечаем праздник народного единства, и это замечательное начинание. Хочется надеяться, что у нашего народа - большое и прекрасное будущее. И новый праздник, само появление которого казалось когда-то невероятным, укрепляет эту надежду.
Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское
Фото: www.pravoslavie.ru
Духовное знамя России Автор: Протоиерей Борис Балашов Отряды ополченцев из Казани принесли с собой чудотворный образ Казанской Божией Матери. Эта икона стала духовным знаменем ополченцев - освободителей России. Перед выступлением в поход на освобождение Москвы наши благочестивые предки наложили на себя трехдневный пост и обратились к Господу и Пресвятой Богородице, усердно молясь перед Казанским образом Пречистой Девы Марии.
Стать едиными, вернуть себе звание народа… Автор: Наталия Гусева Выросло уже поколение Иванов-родства-не-помнящих, поколение духовно нищих циников. А потом они вылетают на вожделенный Запад. Но, оставив свое Отечество, они не становятся там своими. Да, объемом своих кошельков они могут поспорить с "лучшими представителями" их мира. Но все эти деньги, яхты, длинноногие любовницы смотрятся в данном случае, извините, как на корове седло. Вспоминается меткая русская поговорка: с суконным рылом да в калашный ряд.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|