Автор: Ирина Филиппова
История, рассказанная в новом фильме Александра Прошкина "Чудо", действительно имела место и людям верующим хорошо известна. Произошла она в 1956 году в Куйбышеве (Самаре) и в народе известна как "Стояние Зои".
Компания молодых людей решила отметить Новый год. Девушка Зоя, не дождавшись на празднике своего кавалера Николая, сняла со стены образ святого Николая Угодника и пустилась с ним в пляс. И тут же застыла, окаменев, вроде как умерла, но ее сердце билось. Так простояла она столбом 128 дней, без еды и питья, как каменная. "Ожила" только на Пасху. Об этом происшествии ходило множество слухов, о нем писали газеты, называя "стояние" Зои то обманом, то особым случаем столбняка.
Сценарий фильма написан кинодраматургом Юрием Арабовым. Эту историю он услышал еще в детстве от бабушки, однако сомневался в ее реальности. Когда же узнал, что такое чудо было в действительности, взялся за сценарий.
В фильме, однако, есть несколько несовпадений с реальностью: героиню зовут не Зоя, а Таня, события происходят не в Куйбышеве, а в некоем Гречанске. Но это сделано намеренно и носит, скорее, символический характер. В фильме вообще очень много символизма, начиная с птицы, разбившейся о стекло Таниного дома, и заканчивая неожиданным появлением генсека Хрущева, как будто падающего с неба. Сам Арабов на одном из своих творческих вечеров отметил: "Искусство занимается чуть-чуть другим, чем занимается Церковь… но это две стороны души человеческой". Он называл получившийся сценарий "метафорой русского народа". По его словам, народ вот так же, как эта глупая девка, стоит столбом, обняв то, над чем хотел надругаться. Может, когда-нибудь "отомрет"...
Режиссера Александра Прошкина, которого в кинематографической среде принято считать одним из главных реалистов, в отличие от сценариста Арабова, волнует не сам по себе факт чуда. Ему интересней другое: что происходило вокруг чуда. Ведь обычно подобного рода экстремальные ситуации обнаруживают спрятанные человеческие пороки и добродетели, выявляют таланты и бездарности. Русский человек привык подсознательно уповать на чудо, но ему невдомек, что чудо порой - не счастье, а самое настоящее испытание, выдержать которое дано не каждому. Таким образом появляются в этой истории ловелас и пропойца, талантливый журналист областной газеты, атеист Николай Артемьев, который в корне меняет свои жизненные устои и ценности после соприкосновения с чудом, а также гречанский священник, который, столкнувшись с "явлением", наоборот, предает свою веру ради того, чтобы угодить местному уполномоченному по делам религий. Сам же уполномоченный, блестяще сыгранный актером Сергеем Маковецким, для режиссера является стержнем фильма. Эдакий Смердяков от советской власти, по долгу службы он заявляет: "Никакого чуда нет и быть не может!" - а втихаря крестится. Мелким бесом вьется он вокруг всех персонажей, подсовывает журналисту ненастоящую Таню, искушает священника, шипит на "ожившую" Таню: "Кто разработал и спланировал всю эту операцию? Зачем стояла? Кто надоумил?" Но вывод для героев фильма, столкнувшихся с этим чудом, может быть один - нужно что-то делать со своей жизнью, нужно ее менять, понять ее смысл. Об этом, собственно, и весь фильм.
"Мгновения жизни"
"Родные огни" Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|