Автор: Наталия Гусева
Рождественский пост. Он поначалу труден был для моего восприятия. Вроде, и не такой строгий, как Великий, но тут и день рождения на него падает, и как-то войти в него не очень получается... И однажды задумалась я: а что вообще для меня значит этот пост? Только ли ожиданием Рождества Христова должен он стать для меня, или есть в нем какая-то непознанная глубина?
Вифлеем. В храме Рождества Христова
Что хочет нам сказать Церковь установлением этого поста? Почему рекомендует в эти дни читать Ветхий Завет? Вопросы, вопросы, вопросы... Но, как часто бывало, если о чем-то думаешь и молишься, то Господь начинает "подсказывать" тебе ответы. Сначала мне вдруг очень захотелось прочитать Ветхий Завет. И я действительно читала его - с вниманием и терпением, посланным мне буквально свыше. И должна сказать, что встреча Рождества Христова прошла совершенно по-другому. Я, конечно, не богослов, только пытаюсь пересказать те ощущения, которые сама испытала...
Так вот, я вдруг для себя открыла смысл этого поста. По-моему, он являет собой тот путь, который человечество проделало от момента изгнания из Рая до момента Рождества Христова. Читаешь Ветхий Завет - и понимаешь, как трудно было людям идти к Богу, как тяжело ждать: тяжело, муторно, тоскливо, мысли всякие в голову приходят, пугает неизвестность… И ждешь, вроде, встречи, и боишься ее: а вдруг все изменилось, вдруг по-старому, по-хорошему уже не будет? А если будет по-другому, то как именно?
Для многих из нас лучшая новость - это отсутствие всяких новостей. Так и народ Божий: и хранил в себе память о Боге, и тут же роптал на отсутствие пищи, на тяготы нахождения в пустыне. Проводил Моисея для получения Скрижалей Завета - и тут же предался знакомому и привычному языческому разгулу. Мотало человека, как утлый челн, по житейским волнам, било о скалы скорбей и великих бедствий, затопляло сквозь щели собственных грехопадений и похотей, захлестывало волнами самости и желания власти... Все было.
И в минуты отчаяния вспоминала душа человеческая о Боге, о рае, об обетовании, об ожидаемом Спасителе... И была она похожа на беспризорника, который жаждет, чтобы пришел большой, сильный и мудрый человек, который сможет помочь и направить к потерянному счастью, к потерянной семье, к Богу. На мой взгляд, весь Ветхий Завет пронизан этой болью, этим ожиданием. А еще огромной надеждой - на Бога, на Мессию.
И этот Человек, Богочеловек, Христос, Спаситель, Слово приходит, появляется та нить, которая соединит два сердца: полное Любви Сердце Божие и маленькое потерянное израненное и закостеневшее в грехах сердце человеческое.
Начинается тяжкий путь, пролагающий дорогу веры от Сердца Божия к сердцу человеческому. И заканчивается этот земной путь Великой Любви к "беспризорному" человечеству Крестом. И на Кресте распростертые руки Христа соединяют во всем величии Жертвенной Любви два берега: Бога и человека...
И вот этот путь потерянного и растерянного человечества предстоит пройти каждому из нас в Рождественском посте. Пройти, чтобы встретить Обетование, понять, что долгий путь в пустыне без Бога окончен, что начало нашего спасения уже явилось в холодной пещерке Вифлеема. Пройти этот путь поста, чтобы понять, насколько мы, земные, - дебелые и дряхлые. Насколько нам спокойно в своей конуре, насколько нам не хочется прилагать даже минимум усилий ради Небесного Отечества, насколько мала и слаба наша вера. И чтобы мы могли в конце поста припасть к яслям Спасителя со стоном истерзанной души, утомленной скитаниями и самостью: "Господи, помилуй!"
И чтобы весь мир - земной и небесный - ответил нам великим утешением: "Христос раждается, славите!"
Наталья Гусева,
старшая сестра православного сестричества
при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице
Фото: Лариса Васильева
О Рождественском посте
В ожидании Рождества Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|