Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг
«Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни»
прп. Иоанн Лествичник |
– О. Аркадий, православные христиане знают, что покаяние – это одно из главных действий на пути ко спасению. А в чем смысл покаяния?
– Первые слова Господа нашего Иисуса Христа по выходе Его на общественное служение были: Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15). Эти слова сразу же указывают на главную цель учения Спасителя: проповедуется новая реальность, именуемая «Царствие Божие», являющаяся абсолютной и ни с чем не сравнимой ценностью. Эта реальность есть вечная и истинная жизнь, которая дает человеку утраченное в грехопадении единение с Богом и истинную любовь к Нему; избавление от смерти и спасение души от царствующего в нас греха. Необходимым и изначальным условием достижения Царствия Божия и вхождения в него является вера во Христа Иисуса – Сына Божия – и исполнение делом Его заповедей. Путем же для достижения указанной цели является покаяние – «изменение ума» (т.е. внутреннего видения), за которым должно последовать исправление жизни. Это исправление возможно только тогда, когда усилия человека сочетаются с надеждой и упованием на помощь Божию.
– А что является первым шагом на этом пути?
– Первым шагом является послушание Богу кающегося грешника – принятие таинства святого Крещения. Человек крестившийся, как недавно родившийся в благодатную жизнь Церкви, пребывает в блаженном состоянии, как младенец. Всё в его жизни становится спокойным, радостным и приятным. Особенно если он войдет в послушание заветам евангельским. Но вот, по мере пребывания в этой благодатной жизни и духовного возрастания человеку начинает открываться иное положение вещей и истинное видение самого себя. Оказывается, он постоянно грешит и тем убивает самого себя, свою бессмертную душу. «Как же так? – вопрошает он. – Я всё по-честному сделал: крестился, хожу в храм, регулярно причащаюсь, каюсь на исповеди в своих грехах, молюсь, соблюдаю посты, читаю Евангелие, стараюсь делать добро и не делать зла». Молодец! Всё правильно. Но чего достиг? Ты правильно сделал то, что тебе сказали. А сам-то ты чего хотел? В чем состоит желание твоего сердца? Ты хотел к Богу, ко Христу? Или просто, войдя в жизнь Церкви, найти в ней себя, прийти в новых внешних условиях к самому себе и в себе же успокоиться? Тебе это нужно? Ты уже достиг Бога, Который есть Любовь? Ты уже любишь Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, и ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12, 30, 31), – ведь это первые и наибольшие заповеди? Или только себя, любимого, и своих ближних? А как насчет врагов? Ну, мы, конечно, их терпим, стараемся обращаться с ними по-человечески, разумно держаться подальше – мы же себе не враги… Но любить? Зачем?! (Я еще не встречал таких людей, которым совсем не знакомо чувство любви. Думаю, что Господь каждому человеку хоть раз в жизни дает возможность прикоснуться к этому чувству.) Так почему же ты не любишь Иисуса Христа, зная, что значит – любить? Ведь в любящем живет постоянное желание быть с любимым, наслаждаться им, его присутствием, всё делать для него. Это желание-стремление не может никуда деться – такова природа любви. Но у тебя же этого нет. Ты вспоминаешь о Боге или только тогда, когда тебе нужно, или по привычке.
Потом начинаешь понимать, что твоя жизнь стала какая-то скучновато-сероватая. Где ее радость? Почему на исповеди из раза в раз, из года в год ты говоришь одно и то же, и никакого движения нет? Даже как-то неудобно всё это мямлить. Или ты уже приспособился и научился принимать искренний вид кающегося грешника? Тоже неплохо… Наконец, понимаешь – надо что-то делать!
– Так в этом и состоит главный вопрос, главная проблема: что делать и каким образом?
– Нужно начать как-то исправлять свои грехи: хотя бы перестать время от времени нецензурно выражаться, или бросить курить, или оторваться, наконец, от телевизора-интернета, от бесконечных пустых сериалов. Нужно серьезнее и внимательнее начать относиться к своей жизни. Конечно, сразу не получится всё кардинально изменить, и сдвиги будут минимальны… Но когда-нибудь наступит такой момент, когда ты действительно начнешь видеть, что связан своими грехами, как цепью, как смирительной рубашкой, что ты бессилен и ничего сам не можешь сделать. Начнешь понимать, что тебе нужен, очень нужен Тот, Кто избавит тебя от этого тошнотворного кошмара, тебе нужен Спаситель, тебе нужен Бог. Ты начнешь Его искать, молиться и просить уже по-настоящему, а не выполнять «правила», начнешь ненавидеть грех и доверчивее относиться к Богу и Его словам. Молитва твоя станет теплее. И ты наконец поймёшь, что ты – ничто, что ты – нищий, и у тебя ничего нет, кроме твоих грехов. И тебе станет страшно, потому что это безрадостное и тоскливое состояние твоей души – смерть. Вот тогда придут слезы, и слова Евангелия оживут для тебя. Ты начнешь каяться, и тебе станет больше ничего не нужно. До тебя дойдут в конце концов слова Иисусовы: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). А ты-то, оказывается, никогда еще к Нему и не приходил! Ты, крещаясь или участвуя в крещении детей, повторял за священником: «Верую Ему как Царю и Богу», – совершенно не понимая, что значит веровать, что такое Царь и Кто такой Бог! Вот тут ты и начнешь потихоньку изменяться, на деле узнавать, как действует благодать Божия и что такое радость покаяния. А Господь возьмет тебя на Свои Всесильные Руки и обнимет твою бедную, бедную голову. Потому что Он есть Любовь. И ты тоже начнешь понимать Его и любить. Так совершается тайна.
Фото: священник Александр Ивлев
Покаяние: что это и зачем нужно человеку? Автор: Ирина Филиппова Зачем нужно человеку покаяние? Перед кем мы каемся? Почему недостаточно просто пообещать себе не делать чего-либо больше? Можно ли исповедоваться, но не покаяться?
Об этом и многом другом пойдет речь в выпуске телепрограммы "Дорога к храму".
Покаяние в памятниках иконографии Автор: епископ Балашихинский Николай Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл покаяние "великим даром благости Божией человеку-грешнику, ибо через него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам". Почувствовать, понять это приближение к нам Бога помогают и богослужебные тексты, и священные изображения, не только иллюстрирующие, но и дополняющие тексты.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|