Автор: Протоиерей Борис Балашов
Протоиерей Борис Балашов
В Православной Церкви богослужение направляет человека к борьбе с грехом, спасению и Вечной Жизни. Даже богослужебный год в своей последовательности церковных праздников показывает реализацию в истории Божиего плана спасения человеческого рода. И эта последовательность разворачивается как бы на фоне жизни Божией Матери.
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября по старому стилю (или 14 сентября по новому). 21 сентября по новому стилю отмечается первый великий праздник в новом богослужебном году - Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие - отправная точка, с которой начинает раскрываться Божий план спасения людей.
Хотя человеческая природа и оказалась искаженной в результате грехопадения, тем не менее, человек остался образом Божиим - неким портретом Бога, в котором, как в загрязненном зеркале, отражались Божии свойства и совершенства. Поэтому люди на протяжении всей истории человечества старались построить свою связь с Богом, искали возможность исполнения воли своего Творца. Однако, отдалившись от Создателя, человек утратил критерий истинной жизни и запутался в своих духовных исканиях.
Господь призвал древнего праведника Авраама, имевшего крепчайшую веру своему Творцу, к особому служению. Потомки Авраама должны были почти через два тысячелетия пронести истинную веру в Единого Бога, сотворившего весь мир, и знание пути праведной жизни, соответствующей воле Небесного Отца. Через потомство Авраама путь святой жизни и познания Бога должен быть явлен всем людям земли.
Многие столетия еврейский народ ждал времени, когда Господь откроет Себя людям. Поколения за поколениями жили этой верой и стремились исполнять волю Божию, насколько она была им тогда понятна. В великих ветхозаветных праведниках Иоакиме и Анне особенно ярко отразилась Божественная любовь. Вот характерный эпизод из их жизни. Будучи обеспеченными людьми и ведя активную трудовую деятельность, они делили свои доходы на три части: одна часть - жертва Богу на храм, другая - на помощь бедным, а уж третья - на свое содержание. В таком отношении к земным ценностям видна глубина любви к Богу и людям. И именно таковых праведников, престарелых и бездетных, избрал Создатель мира для того, чтобы от них родилась Дочь, Которая унаследует их добродетели и сможет в чистоте своего сердца и праведной жизни всю Себя без остатка отдать делу спасения всех народов мира. Поэтому Рождество Пресвятой Богородицы - это начало подготовки явления в мир Самого Бога.
Следующий этапный праздник в деле спасения - Введение во храм Божией Матери. Именно в глубокой связи с духовной жизнью ветхозаветного храма происходит созревание в благочестии и святости внутреннего мира Пресвятой Девы.
Результатом такой веры явилось желание во всем послужить Богу, посвятить Ему все Свои жизненные силы. И Господь отвечает на это в Благовещении через Архангела Гавриила, доверяя Деве Марии стать Матерью Божиего Сына и дать Богу человеческую природу. Это событие отмечается 7 апреля. С полной готовностью Пресвятая Дева выразила Свое согласие на это необычное служение, и через положенный срок у Нее родился Сын Иисус Христос, в Котором соединились две природы - Божественная и человеческая, освященная таким соединением. Рождество Христово Православная Церковь отмечает 7 января.
В Крещении от Иоанна Спаситель мира принимает на Себя всю тяжесть человеческих грехов и сразу после этого в возрасте тридцати лет начинает Свое общественное служение.
Иисус Христос возвещал людям волю Божию в словах и делах, открывая тайну Бога Своим ученикам Собственной жизнью. В их сердцах Он писал Свое Евангелие, которое позднее они понесут миру и в устной проповеди, и в своих апостольских писаниях: Евангелии, Деяниях, апостольских посланиях и Апокалипсисе.
Силы ада и его служители на земле решили уничтожить Иисуса Христа. Но сама Его смерть нанесла решительное поражение дьяволу, его царству и самой смерти. Воскресением Христовым побеждена смерть духовная и телесная. Его Божественным Вознесением прославлена и обожена (т. е. обрела Божественное достоинство) Его человеческая природа. И через общение с Воскресшим Христом в молитве и чтении Евангелия, исполнение Божиих заповедей и Святое Причащение Тела и Крови Христовых Его ученики всех времен освящают свою жизнь Божественной благодатью.
В пятидесятый день по Воскресении Христовом в Сошествии Святого Духа на апостолов рождается Святая Православная Церковь - семья Христова. В ней через покаяние, принятие в ум и сердце Евангелия и духовное обновление в великих трудах по исполнению воли Спасителя люди приобщаются к святости Божией и сродняются со Христом.
Успение Пресвятой Богородицы - великий праздник, завершающий церковный год. Событие очень светлое и глубоко радостное для верующих душ. Это праздник величайшей человеческой святости, которая явилась добрым плодом Сошествия Святого Духа и духовного возрастания Пресвятой Девы в благодатной жизни Церкви Христовой. Личный подвиг самоотверженного служения Божией Матери Христу и Церкви в соединении с благодатным даром, полученным в День Пятидесятницы, привели состояние Ее души выше ангельского. Никто и никогда из людей не восходил на такую степень духовного совершенства.
Ее земная кончина привела к полной победе над смертью и небесному прославлению. Душу Богородицы Спаситель принял в Свои объятия, а тело Ее было воскрешено и вознесено в Царство Небесное.
Если всем нам еще только при Втором Пришествии Христовом предстоит всеобщее воскресение, то Приснодева Мария уже воскресла телесно и все Свои силы и молитвы направляет на помощь людям и их спасение.
Через все празднуемые Православной Церковью события Господь указывает нам путь спасения и ведет к подвигу христианской жизни для победы над грехом, обретения праведной жизни и наследования Небесного Царства Христова.
Фото: Геннадий Алексеев
По какому принципу составлен церковный календарь? Почему церковный новый год начинается с сентября?
Церковное новолетие Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|