Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Бог посетил народ Свой..."
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 23.11.2024, 11:25 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

"Бог посетил народ Свой..."

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице.
Лк.7:11–16.


Сегодня мы читали небольшой отрывок из Евангелия от Луки о воскрешении сына Наинской вдовы. Это не просто мелкий эпизод, а очень важная для нас история. Постараемся в неё вникнуть.

Иисус Христос со Своими учениками направляется в небольшой городок Наин и перед городскими воротами встречает похоронную процессию. В Иудее умерших обычно хоронили за пределами города. В условиях жаркого климата это старались сделать в тот же день. Детские похороны не были здесь редкостью, поскольку уровень медицины был крайне низким. И Иисус Христос столкнулся именно с такой ситуацией.

Евангелист Лука уточняет, что в данном случае хоронили единственного сына женщины, которая была вдовой. Когда-то она, полюбив человека, вышла замуж, связала с ним свою жизнь, появился и плод их супружеской любви – у них родился сын. Потом по каким-то причинам эта женщина потеряла мужа – он преждевременно умер или погиб, и у неё осталась единственная отрада – их ребёнок. Теряя единственного сына, вдова в те времена оказывалась в очень незавидном положении: никакой социальной поддержки не существовало, никаких пенсий не было и в помине, а обрабатывать самостоятельно землю, чтобы себя прокормить, женщине было не под силу. Кроме того в патриархальном обществе вдова оказывалась фактически бесправной. Помимо душевной боли, потеря близкого человека влекла за собой и все эти последствия. Такое встречалось повсеместно, и конечно же, Христос видел подобное не раз. Но на эту женщину Он почему-то обратил особое внимание.

Прикасаться к покойникам в древнем мире, и в частности у евреев, считалось осквернением. Народ Израиля имел ветхозаветное откровение, благодаря которому иудеи осознавали, что смерть – не случайность, а следствие грехопадения первых людей. Человеческая природа исказилась духовно и телесно, в результате чего человек стал смертен. Все понимали, что это не является нормой, не соответствует замыслу Божьему о человеке, и жаждали избавления. Евреи ждали, когда придёт обещанный Богом Посланник – Мессия, и мир будет исцелён от греховной искажённости, власти греха и смерти.
И вот, Христос останавливает траурную процессию. В Евангелии от Луки об этом говорится так: Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились (Лк.7:12–14). Мы все сталкивались со смертью близких и, читая эти строки, думаем: "Как же можно в этот момент не плакать?" Но дело в том, что люди, жившие до Рождества Христова, как иудеи, так и язычники, понимали, что смерть жёстко вступает в свои права, берёт в плен человеческую душу. Душа человека сходит во ад – место, которое евреи называли "шеол", где нет ни радости, ни утешения. Там царят скорбь, уныние, отчаяние и боль, и выхода оттуда нет. Поэтому, оплакивая усопших, люди горевали не столько о себе, сколько о посмертной участи умерших, оказавшихся в безысходности.

Так почему Господь пожалел именно эту женщину? Любовь Божья открыта для всех людей, и понятно, что проблема не в Боге. Дело в том, что мы по своему духовному состоянию часто оказываемся не готовы принять Божью милость. Между нами и Богом живая связь веры, любви и надежды. Да, мы верим в существование Бога, но ведь в это и бесы верят, а суть христианской веры совсем в другом.

Подлинная вера – это вера Богу, Ему лично, тому, что Он говорит и делает! Можно предположить, что у этой несчастной вдовы Господь увидел именно такую веру. Пусть на ветхозаветном уровне, но это была вера как доверие Богу, то есть стремление исполнять волю Божью в своей жизни и даже, более того, вера – как надежда. Имея такую веру, человек предаёт свою жизнь в руки Божьи и готов следовать тем путём, которым Господь ведёт его по жизни. Святые отцы говорили, что если Бог сотворил нас без нас, то Он не спасёт нас без нас, то есть без нашего личного участия. В случае с наинской вдовой это становится очевидным.

Как не плакать об участи умершего? Но если Сам Господь говорит: не плачь – значит, по вере человека Он дарует ему утешение. То, что последовало за словами Христа, не было случайностью. Это говорит о том, что женщина поверила Господу всем сердцем, и именно чудо её веры стало основанием для того, что произошло: Несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его (Лк.7:14–15). К кому обращался Господь? Тело юноши в условиях жаркого климата начало разлагаться, а душа уже находилась в аду. Но если Христос сказал, значит, так и будет. Все Его слова, которые сейчас мы читаем в Евангелии, имеют огромную силу. Это энергия или сила Бога, обращённая к нам. 

Христос вырывает душу умершего из ада, процесс разложения прекращается, ткани восстанавливаются, и, по слову Христа, покойник воскресает и начинает говорить. Христос нарушает общепринятые правила: прикоснувшись к покойнику, Он «оскверняется» и не имеет права входить в город, общаться с людьми. Но эти выдуманные людьми правила, не имеющие ничего общего с настоящей живой верой, Господа мало интересуют.
Почему мы читаем за богослужением этот отрывок из Евангелия, чем он важен для нас с вами? 

Далее в евангельском тексте говорится: И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (Лк.7:16). 

Величайший пророк древности Моисей заповедал евреям: Иной пророк восстанет, такой же как я, его слушайте (см. Втор. 18:15). Это он говорил о будущем пришествии Христа. Что значит: Такой же как я? Моисей дал евреям Священное Писание Ветхого Завета – Откровение от Бога, а теперь он говорит, что восстанет иной Пророк, чьи слова принесут Откровение Божие и также станут Священным Писанием. 

Какие признаки пришествия Мессии можно найти в Ветхом Завете? В 6-ой главе Книги пророка Исаии говорится о воскрешении мертвых: Оживут мертвецы, восстанут мертвые тела.., поэтому здравомыслящие люди, увидев, как Христос воскрешает умерших, поняли, что это не случайность. Чудеса, которые сотворил Христос, возвещали о том, что наступила новая эпоха: открывается Божье Царство!

Мы часто ошибочно полагаем, что Божье Царство наступит уже после нашей смерти, по Втором Пришествии Христа. Но тогда наступит Царство Божьей Славы, когда Бог будет все и во всем. А Божье Царство открылось две тысячи лет назад, Его открыл Иисус Христос в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Дух Святой, когда родилась Церковь – семья Христова – и через неё в нашем мире стал действовать Христос; когда ад был разрушен, и для любого павшего во грехе человека, мёртвого духовно, появилась возможность воскреснуть, очистив душу покаянием. Это Царство Божье, которое раскроется во всей полноте потом, открыто для нас уже здесь и сейчас. И христианин, если он является таковым не только по названию, уже сейчас входит в него, будучи членом семьи Христовой.

Люди умирали и продолжают умирать. А можем ли мы как-то повлиять на их учаcть? Ответ на этот вопрос мы находим в сегодняшнем евангельском отрывке. Из множества людей Господь выбрал Наинскую вдову и именно к ней подошёл, потому что увидел, в каком состоянии богопочитания, веры и благочестия находится её душа, увидел, что в ней есть основания (фундамент) для получения просимого у Бога.

Так что же зависит от нас? Был такой случай: ко мне пришла женщина, у которой было большое горе – в автокатастрофе погиб её сын. Она спрашивала: "Что же мне делать, чтобы унять эту боль?" Я ответил ей, что судебные разбирательства не принесут пользы и облегчения, нужно заняться своей душой, тогда можно будет помочь и сыну. Так бывает нечасто, но женщина мне поверила.

Она стала читать Евангелие, молиться, ходить в храм, исповедоваться и причащаться, читать Псалтирь об умершем сыне. Прошло около месяца, и она сказала: "Батюшка, мне стало легче". Конечно! Душа укрепилась в общении с Богом, и молитва этой женщины стала значимой перед Богом, а значит, стало легче и ей, и её сыну.

От нас многое зависит! Когда случается беда, возникают проблемы, начинать нужно в первую очередь с себя, своего сердца. А сколько у нас умерших, близких и дорогих нам? Будем помнить, что ад уже не является темницей, из которой нет выхода. Выход есть, и через Христа мы можем помогать усопшим, можем облегчить их состояние там, если они оказались не готовы ко встрече с Богом. А кого-то мы можем и вытянуть оттуда, особенно если у них была хоть какая-то вера. Но это требует подвига нашей жизни, подвига нашей любви, веры, исполнения евангельских заповедей, сроднения со Христом.

Мы не статисты в этом мире. Христос говорит про христиан, опытных и новоначальных: Вы – свет миру, вы – соль земли. Это касается всех бед и проблем нашей жизни, касается и наших усопших. Это имеет прямое отношение к ситуации, которая сложилась в нашем Отечестве в связи с военными действиями. 

Надо учиться у Наинской вдовы быть верными Богу во всех обстоятельствах, за Него держаться. Надо быть такими, чтобы Господь мог дать нам дары Своей любви. Он-то готов дать, а вот мы принять не готовы, мы подчас уподобляемся ведру без дна – сколько ни лей воды, ничего не остаётся.
Пример вдовы из Наина показывает нам, что никто не забыт у Бога, что мёртвые не уничтожаются после смерти, и что мы можем помочь им в их состоянии сейчас и можем вытащить их из адского состояния ко Второму Пришествию Христову, чтобы они вместе с нами вошли в мир вечной Славы. Аминь.

 


Воскрешение сына вдовы Наинской (Лк. 7, 11-16)

Исцеление сына Наинской вдовы

 

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (10.11.2022)
Просмотров: 392
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz