Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Аз есмь, не бойтесь!"
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 21.11.2024, 20:07 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

"Аз есмь, не бойтесь!"

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 9-ю по Пятидесятнице
Мф. 14-22:34

Источник: www.sites.google.com

Мы сегодня читали хорошо известный евангельский отрывок. После чуда насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один (Мф. 14:22-23). 

Здесь имеется в виду не такая лодка, какие мы привыкли видеть на реках и озерах. Речь идёт о рыбацкой ладье, по размеру сопоставимой с довольно большой яхтой. Именно в ней ученикам Христовым пришлось в бушующем море сражаться с бурей.

Мы читаем Евангелие в переводе на русский или славянский язык, и некоторые смысловые оттенки неизбежно от нас ускользают, поэтому прежде, чем мы перейдём к разбору столь важного для нас текста, необходимо пояснить значение одного слова.

Нужно сказать об имени Божием, которое употреблялось в Ветхом Завете и с которым Бог открывал Себя израильскому народу. По-еврейски оно звучит как Яхве (в неправильном озвучивании – Иегова), по-гречески – Эго эми, по-славянски – Аз есмь (Я есть). В Священном Писании и молитвах это имя Бога также употребляется в форме Сущий или Сый. Например, на утрени во время всенощного бдения есть возглас священника: «Сый благословен Христос Бог наш!» То есть тот Бог, Который упоминается в Ветхом Завете, по-славянски Сый, имеет в Себе подлинное существование – Он был, есть и будет всегда, Он вечен. В Нем сосредоточено всё существующее, все из Него, Им и к Нему (Рим. 11:36). Этот Бог, дававший заповеди через Моисея, – Сый, или по-русски Сущий, – и есть Христос, наш Бог. 

Иисус Христос един со Своим Отцом Небесным, но имеет две природы – божественную и человеческую. Мы каждый день многократно исповедуем эту истину, совершая крестное знамение: два пальца, соединённые вместе, напоминают о том, что Христос – Богочеловек, то есть и Бог, и Человек.

Как человек Он нуждался в общении с Богом Отцом, поэтому любил находиться в уединении и пребывать в молитве к Небесному Отцу. Нам с вами очень важно следовать Его примеру в своей жизни. Не имеет значения, есть ли у человека возможность уединиться, ведь уйти в себя, обратиться к Богу с молитвой можно в любом месте.

По слову Господа ученики отправились в путь, и лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю (см. Мф. 14:24-25).

Ночное время суток (двенадцать часов) во времена Римской империи делилось на четыре части по три часа – стражи. Четвертая стража – время от трёх часов ночи до шести утра. 
Ночь была на исходе, а ученики находились посредине Галилейского озера, бушевал шторм, и они боялись, что у них не хватит сил доплыть до берега. Вероятно, еще не рассвело, и в этой мгле, среди волн, они увидели фигуру, идущую к ним по воде. Страшное зрелище! 

И хотя они довольно долго были со Христом, в их сердцах еще жили языческие суеверия. К прискорбию, даже в нашей церковной среде подчас бытуют совершенно дикие суеверия, которые совершенно не совместимы с христианской верой. Например, люди боятся передать свечу через левое плечо. Как будто не Бог сотворил человека, у которого есть два плеча…

А евреи в древности верили, что перед смертью человеку являются разные привидения, поэтому ученики встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали (Мф. 14:26). Христа рядом не было, и вера их ослабела. Так и мы порой проявляем малодушие, сетуя на одиночество, хотя христианин никогда не остается один, если в его сердце живёт Христос.

Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь (Мф. 14:27). Перевод на славянский язык будет более точным: Аз есмь, не бойтесь. Слова Аз есмь означают не только физическое присутствие Христа (Я здесь), они указывают на имя Бога, Который здесь. Если  Бог здесь, рядом со Своими детьми, бояться ничего не надо. Он – с нами!

Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде (Мф. 14:28). Если Бог велит пойти по воде, значит, это возможно. Про некоторых верующих говорят: «Он идёт по воде», – то есть он имеет такое доверие к Богу, что Господь помогает ему делать то, чего не может сделать никто другой. 

В советские годы, когда систематически проповедовать в церкви было фактически запрещено, один московский священник проповедовал каждую службу. Все говорили: «Батюшка по воде идёт… так же невозможно делать». Иного бы выгнали давно, лишили возможности служить на приходе, а он продолжал своё служение.

Почему Бог позволил Петру пойти к Нему? Потому что видел его веру! Иногда мы явственно слышим голос Божий в своей душе, понимаем Божью волю. Тогда нужно доверять Ему, не надо сомневаться. Пётр верил Христу, но страх победил веру: он испугался опасности, засомневался в возможности исполнять слова Христа и сразу начал тонуть.

По сути, это пример из жизни каждого из нас, но, как и Петру, Господь не даёт нам погибнуть. Господи! спаси меня, – закричал Петр, и мы с вами должны поступать так же. В Евангелии сказано, что Господь поддержал его – то есть не стал вытаскивать, всё за него делать, но утопающего человека спас (Мф. 14:29-31). Речь здесь идёт о том, что за нас Господь ничего делать не станет, но будет поддерживать нас и делать вместе с нами, если мы, конечно, Ему доверимся.

Маловерный! зачем ты усомнился? – сказал Господь Петру и вновь повторяет это каждому из нас. Так в чём же усомнился Пётр? Во-первых, в том, что Христос – Бог, для Которого нет ничего невозможного, а во-вторых – в нашей возможности исполнять Божью волю. 

Мы тоже часто искренне хотим и стараемся исполнить волю Божью в своей жизни, но потом сомнения берут верх и ничего сделать так и не получается. Когда люди говорят, что Евангелие неисполнимо, это правда: «Без Христа, без Его помощи оно неисполнимо!».

Никто сам, без Божьей помощи не сможет пойти по воде, но не о внешних чудесах здесь говорится: вода является прообразом нашего жизненного пути, и вопрос в том, с Богом мы идём по нему или нет.
Многие рассуждают так: «Я помню о Боге, и этого достаточно». Помнить можно о ком угодно, но нужно жить с Богом, доверять Ему и стараться исполнять Его волю в своей жизни!

И, когда вошли они в лодку, ветер утих (Мф. 14:32). Лодка всегда считалась символом Церкви как семьи, общины Христовой. Когда человек входит в глубину жизни Церкви, по мере того, как он старается волю Божью исполнять, буря в его сердце утихает, наступает штиль, спокойствие.

Конечно, будет нелегко, как и апостолы очень утомились сражаться с бурей, но главное, бояться не надо – потому что с нами Бог! Только очень важно, чтобы и мы с Ним были!

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий (Мф. 14:33). Слово поклонились многозначно, но в данном случае мы видим его в греческом тексте Евангелия в значении не просто «склонить голову», а как «поклониться Богу или царю». Важно всей своей жизнью засвидетельствовать веру в то, что по слову Христа совершается невозможное.

Кто-то говорит: «Я не могу этого сделать…» – а ты начинай, проси Божьей помощи, а когда тонешь – за Него хватайся! Упал – вставай, действуй дальше, потому что «под лежачий камень вода не течёт». Если бы апостол Пётр не закричал: «Спаси меня!» – он бы пошёл на дно; так и с нами случается. Когда мы Бога не слушаем и считаем, что мы умнее всех, то продолжаем тонуть и погибать духовно. 

«Спаси меня, Господи!» – значит, помоги мне идти правильным путём, может, даже и по воде, но не в буквальном смысле, а «помоги жить так, как кажется невозможным». И Господь услышит нас, потому что Он – Тот Бог, Который любит каждого из нас, видит всегда каждого из нас, заботится о каждом из нас.

Мы прочитали отрывок из Евангелия, в котором говорится о помощи Петру, но речь здесь идёт не только об апостоле Петре, а о каждом из нас, вручившем свою жизнь в руки Божьи, и о нашем жизненном пути вместе со Христом. Аминь.
 

 


Православное образование: зачем оно нужно человеку?

Главная тема: православное образование

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (02.09.2021)
Просмотров: 829
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz