Автор: Ирина Филиппова
Беседа со священником Александром Союзовым
В последние годы много говорится о возрождении России как государства и возрождении российского народа как нации.
Вспомним, в советские годы, когда идеологическая машина работала на полную мощность, патриотическое воспитание ставилось во главу угла. И у каждого советского человека уже с детства формировался устойчивый образ героя, этакий пример для подражания. Сначала это были пионеры-герои, которых любой школьник обязан был знать поименно. Потом таким примером для подражания становился человек труда, тот, кто честен перед собой, перед своими близкими, перед страной. Причем каждое время рождало своих героев: челюскинцы и папанинцы, герои Великой Отечественной, простые колхозники и рабочие, передовики производства, спортсмены.
Когда советское время кануло в лету, у молодежи 80-х-90-х появились совсем другие герои - мужественные, порой жестокие, умеющие держать в руках оружие, этакие супермены, или наоборот, инфантильные циники. Но и для тех, и для других понятия Родины, жертвенности, патриотизма сменились защитой своих принципов и своих интересов любой ценой. Так появились герои и героини, живущие в фильмах "Интердевочка", "Асса", "Курьер", "Олигарх", "Бригада" и массе других.
Хорошо сказал диакон Андрей Кураев: "Новое время требует новых героев. Какие они сейчас и какими будут после? Какими качествами своей души они смогут покорить подростка XXI века? Трудно сказать определенно. Но ясно одно - для человека верующего героем, примером для подражания может быть только один образ - образ Христа. Именно этот Идеал, эту Истину, пусть даже подсознательно, в своем герое, учителе, наставнике ищет любой человек. Другое дело, произойдет ли эта встреча со Христом…".
Итак, мы сегодня поговорим о прошлых и будущих героях нашего времени.
- Корр.: Отец Александр, на Ваш взгляд, какой он - герой нашего времени?
- О. Александр: Во все времена идеалом считалось то, на что хотелось равняться. Отсюда появление в культуре, а особенно в литературе и позже - в кино, так называемых, образов героя и антигероя. Героями всегда были люди, которые могли быстро прийти на помощь, победить зло в любом его проявлении, будь то какие-то внутренние социальные проблемы, связанные, например, с коррупцией, или отражение атаки внешних врагов. Сейчас обществу активно навязывается совсем другая поведенческая модель - модель потребления. Поэтому герои, предлагаемые нам средствами массовой информации, очень часто просто не отвечают моральным и нравственным нормам. Благородство, самопожертвование, стремление прийти на помощь слабому - отнюдь не эти черты руководят сегодня героем. СМИ предлагают нам равняться на человека, который, прежде всего, заботится о себе, о своем спокойствии, о своем благосостоянии. Но понятно, что такой герой, несмотря на то, что многим хотелось бы подражать ему, оказаться на его месте (будь то политик или олигарх), не будет полностью самодостаточным, потому что внешнее благополучие и даже всемогущество никогда не решат внутренних проблем, с которыми такой герой обязательно столкнется. В итоге человек остается один.
- Можно привести пример подобных "героев"?
- Посмотрите рекламу. Красивые, чисто выбритые мужчины с накачанным торсом, при этом по виду далеко не бедные. Женщины, характеристику которых можно выразить одним словом - сексуальные. Многим хочется быть похожими на эти образы, жить как они. Но большинство людей все-таки чувствуют, что нужно нечто большее. И, к счастью, иногда прорываются в СМИ другие поведенческие стереотипы. И если брать такие непреходящие идеалы, как благородство, честность, верность, то по ним люди тоскуют больше, чем по вседозволенности.
- Вы считаете, что любой, даже самый распущенный человек, хоть раз, но мечтал оказаться на месте подобного нравственного идеала?
- Конечно, и как бы ни говорили, что человек сам для себя способен решать и определять, что плохо и что хорошо, большое влияние на его поведение оказывает среда обитания и воспитание. К сожалению, эту среду сейчас во многом формируют современные масс-медиа и, так называемая, массовая культура. К чему, в конце концов, приводит пропагандируемый плюрализм мнений, равенство всех перед обществом и т.д.? К тому, что человек начинает следовать правилу: "Верь во что угодно, но не совсем всерьез", становясь, таким образом, абсолютным скептиком. Поэтому на людях, которые занимаются телевидением, кино, журналистикой, берутся за перо и через литературу пытаются воспитывать подрастающее поколение, лежит огромная ответственность за те идеалы, которые предлагаются молодежи.
- Каждое время рождает своих героев. Каким должен быть, на Ваш взгляд, герой XXI века?
- Во все времена через создаваемых героев общество пыталось сориентировать человека на задачи определенного этапа развития государства. Когда надо было открывать, осваивать новые земли и вести разведку новых месторождений полезных ископаемых - герой был человеком одной из таких специальностей. Когда надо было укреплять армию - появились "Максимы Перепелицы". Когда нужно было строить развитой социализм - нам преподносились в качестве примеров для подражания образы сталеваров, хлеборобов и т. д. Время перестройки вывело на сцену суперменов, способных бороться с бандитами, мафией, коррупцией. Так появились фильмы "Фанат", "По прозвищу "Зверь" и другие. Но мы понимаем, что внешняя принадлежность к какому-либо роду деятельности - это не главное. Главное - внутренние качества героев. Сейчас молодежи предлагается взять за образец праздный образ жизни - "карты, деньги, два ствола", когда, рискуя, можно неплохо пожить за счет другого. Так мы, действительно, получим общество бандитов. А к чему нам надо стремиться? К тому, что на каждом месте, где бы человек ни находился, он проявлял бы лучшие свои качества. Причем на первое место встает сейчас личность героя, его отношения в семье, обществе, а не профессиональные навыки. Вот что востребовано сегодня более всего и чего так не хватает современному обществу.
- Примеры можете привести?
- Из недавних фильмов - "Ирония судьбы. Продолжение". Эта картина показывает зрителю, где в человеке сокрыто то настоящее, которое невозможно заменить никаким притворством или лицедейством. И именно это настоящее помогает жить человеку в полной мере. Мы видим здесь и настоящую любовь. Именно любовь, а не страсть или пылкую влюбленность. Любовь, которая меняет души людей. Замечательный фильм "Монгол", в котором геополитические идеи тесно переплетаются с историей любви главного героя, которая помогала ему выжить и физически, и морально. Мы видим жертвенность жены Чингисхана, которая и есть высшее состояние человеческой души. Рекомендую также посмотреть последний фильм с Андреем Краско "Я остаюсь". Вообще, я думаю, что современный герой должен, в первую очередь, учить личной целостности, недопустимости предательства, и по опыту работы в школе я знаю, как востребован такой герой молодежью.
Фото: Геннадий Алексеев Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|