Автор: Геннадий Алексеев
На Руси первые сцены Сошествия во ад появляются в качестве иллюстрации к тексту Псалтири. Так, уже в миниатюре Хлудовской Псалтыри в центре миниатюры изображён Христос, протягивающий руку Адаму и стоящей рядом Еве. На Псковской иконе конца XIV века из собрания Русского музея Христос в ярко-красной одежде изображён почти фронтально, в резкой динамичной позе, протягивающий обе руки: правую Адаму, а левую - Еве. Эти три фигуры образуют ясный треугольник, образующий центр композиции, по сторонам которого расположены симметричные ряды ветхозаветных праведников. Среди них мы легко узнаём изображения Давида, Соломона и Предтечи. На более поздних иконах появляется множество деталей: многочисленное ангельское воинство, Ангелы, несущие крест, как на иконе круга Дионисия из Русского музея, крупная фигура сатаны в чёрной пещере ада, известная ещё по миниатюре Хлудовской псалтыри, восстающие из гробов мёртвые и т.д.
Композиция "Сошествие во ад" в древнерусском искусстве практически заменяла собой отдельное изображение Воскресения Христова и поэтому, как правило, имело двойное название: "Сошествие во ад - Воскресение Христово".
На иконе Христос изображён сходящим в преисподнюю, окружённый сиянием славы. Он, как солнце, сходит во ад стремительным движением - даже края одежды у Него развиваются и приподнимаются. Ад не смог вместить Бога и как бы взорвался изнутри: мы видим разбитые, сорванные с петель царские врата, крестообразно нависшие над бездной, в которую низринулись ад и смерть. Сошествие во ад на этой иконе производит впечатление смерча, пронесшегося над бездною. Фигура Христа - стремительная, лёгкая и динамичная, цвета раскалённого железа - светится неземной силою. Сын Божий кончиками правой ноги попирает и сокрушает ад.
Ад - это нечто непостижимое и страшное. Как же изобразить такое? Согласно утвердившейся ещё в Византии иконографии, ад на этой иконе изображается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские "сокровищи" - непроглядно мрачное пространство преисподней, ужасный "тартар". Но здесь ад уже разрушен. Мы видим Ангелов, которые сковывают сатану и выводят великое множество людей, идущих в мир вечной жизни.
На псковской иконе XIV века пространству ада отведено немного места. Он уже как бы и не заслуживает внимания - он уже попран и показан пренебрежительно, почти "между прочим".
Фигура Христа окружена ореолом (мандорлой). Этот ореол, первоначально символизировавший только "славу", как бы сияние благодати, стал обозначать ещё и особое пространство - пространство "не от мира сего", заполненное невидимыми бесплотными Ангелами, Херувимами и Серафимами. Эти невидимые силы весьма условно, но с неожиданной достоверностью изображены на иконе.
Таким образом, на иконе представлены сразу три пространства: пространство "не от мира сего", пространство ада (преисподняя) и пространство, в котором находятся праведники, выведенные Иисусом Христом из ада. И над всем безраздельно господствует Христос.
Пробела на одежде Христа стремительным потоком струятся вверх, как языки пламени, что усиливает напряжение иконы. Плавно очерченная фигура Христа - лёгкая, с очень узкими плечами, не вызывает ощущения физической силы. Сила Иисуса Христа - не телесная, Его сила - Божественная.
Крепость ада разрушена. Дьявол побежден Христом. И первым в рай вошёл раскаявшийся на кресте разбойник. На третий день ожило мёртвое тело Христа - Он Воскрес! Смерть побеждена!
Г. Алексеев
Воскресение Христово в иконографии Автор: епископ Балашихинский Николай В искусстве древнехристианского периода Воскресение Христово изображалось в символических формах.
По сравнению с другими праздниками, иконография Воскресения Христова формировалась в течение длительного периода; изображение видоизменялось на протяжении III-XVII вв. В основе изображения Воскресения Христова лежат тексты Священного Писания, святоотеческие творения, гимнография, а также апокрифы, главной темой которых является победа воскресшего Христа над адом и смертью. Однако создание иконографии таинственного события, очевидцев которого на земле не было, представляло сложную задачу.
Почему я ВЕРЮ? Автор: Наталия Гусева Что же такое вера? Почему я верю? Наверное, и скорее всего, это действительно так, - это не моя заслуга... Это величайший дар, это великая радость и великая ответственность. Но, наверное, Господь как-то разглядел некие предпосылки, в соответствии с которыми Он решил эту ответственность предложить каждому из нас... В своей комсомольско-молодежной школьной юности, помню, меня всегда удивляли уроки физики и химии, на которых нам объясняли, что после нашей смерти нам суждено превратиться в травку. Ну никак у меня не укладывалось это в голове: а как же я? Ну, травка - это мое тело, а я? Притом, что росла я в атеистической среде, была даже некрещеной, все же почему-то подсознательно разделяла свой тленный организм и свое "я".
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|