Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Явление Христа Марии Магдалине
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 07:33 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Явление Христа Марии Магдалине

Автор: Екатерина Шеко

В Евангелии от Марка сказано, что Мария Магдалина была первой, кому явился Господь после своего Воскресения. Мария Магдалина пришла ко гробу, когда еще было темно - перед самым рассветом, когда фигуры людей видятся только силуэтом, их трудно различить, трудно узнать… Мария увидела у гроба Иисуса, стоящего перед ней, но не узнала Его. Скорбь и слезы не позволяли ей рассмотреть и понять, кто это… Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? (Ин. 20:15). Это удивительно проникновенно-трогательное повествование о том, как страшное горе внезапно претворяется в радость: Господь говорит своей преданной ученице: "Мария!" - и она тотчас узнает Его…

В этих заметках мне хотелось бы рассказать немного об иконографии явления Христа Марии Магдалине. Этот волнующий сердце христианина сюжет многократно изображался и в росписях древних катакомб (ибо повествует о воскресении из мертвых), и в Православной иконописи, и в живописи Католической Церкви.

Композиция сюжета "Явления Христа" сложилась одной из первых.

Явление Христа Марии Магдалине

Хотя именно эта фреска из римских катакомб трактуется не только как "Явление Христа Марии", но иногда и как "Исцеление кровоточивой жены". Но, поскольку надписи здесь нет, то вольному искусствоведу - простор для фантазий.

А вот трезвенный взгляд практика-художника сразу оценил лаконизм и законченность композиционного решения. И эта находка прошла сквозь века и изменчивые стили (в разных степенях реализма и маньеризма) и сохранила, тем не менее, свое узнаваемое "лицо".

Иконописную традицию простой композиции двух фигур - коленопреклоненной Марии (слева) и Христа отстраненного, вполоборота к ней (справа от зрителя) - довели до "формулы канона" мастера Критской школы.

Именно эту разработку использовал Феофан Критский в росписи храмa монастыря Ставроникиты:

Повторяли многократно эту иконографическую находку и в поствизантийской иконописи:

Надо сказать, что вне итало-критской школы такая "схема" не использовалась. Композиционные решения этого сюжета, например в сохранившихся росписях балканских храмов XIII-XIV вв., разнообразны и не отличаются лаконизмом. Обычно этот сюжет является частью композиции, включающей другие моменты Евангельской истории о событиях дня Воскресения.

Например, росписи храма Перивлепты Охридской:

Или Грачаницы:

В поствизантийской иконописи были попытки соединить эти две традиции, но результат был не слишком удачен:

По этому же пути двигался и Джотто, но его решение состоит из двух равных половин (в отличие от балканских мастеров, где сюжет "Явления Христа Марии" - не главный, а меньший по занимаемой площади в композиции картины:

Дуччо, в отличие от Джотто (!) использовал древнюю лаконичную схему, но, видимо, в этой простоте ему не хватило деталей, и он увлекся разработкой горок, что несколько отвлекает от сюжета:

И лишь несравненный Беато Анжелико - последний из "могикан" от иконописи - завершил поиски совмещения реализма и "канонической схемы".

Ну а дальше - "понеслось по наклонной"...

Бездушные манекены Андреа дель Сарто (1510):

"Буйство плоти" Бронзино (1560):

Тициан (лучше воздержусь от комментариев…):

Сцена из балета - Шарль де Лафосс (1680):

Русский академизм - А.Егоров (1818):

И закончу все же на не очень грустной ноте: Иванов, наконец, надо отдать ему должное, возвел эти реалистические поиски в степень почти античной патетики (даже, по-моему, переступив грань меры и вкуса в сторону излишней "гламурности"). Но эта картина, безусловно, состоялась как законченное произведение подлинного искусства (в отличие от вышепоставленных сюжетных "картинок" № 9-14)


Фото: Екатерина Шеко

Иконография Воскресения Христова: жены-мироносицыИз истории иконографии Воскресения Христова: жены-мироносицы
Автор: епископ Балашихинский Николай
Светлое Воскресение Христово - Пасха Господня - в традиционной православной иконографии представлена целым рядом композиций, замечательных как по глубине богословского осмысления события, так и по художественной выразительности, по своему воздействию на зрителя.



Покаяние в памятниках иконографииПокаяние в памятниках иконографии
Автор: епископ Балашихинский Николай
Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл покаяние "великим даром благости Божией человеку-грешнику, ибо через него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам". Почувствовать, понять это приближение к нам Бога помогают и богослужебные тексты, и священные изображения, не только иллюстрирующие, но и дополняющие тексты.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (02.08.2013) | Автор: Екатерина Шеко
Просмотров: 4326
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz