Автор: Екатерина Шеко
В Евангелии от Марка сказано, что Мария Магдалина была первой, кому явился Господь после своего Воскресения. Мария Магдалина пришла ко гробу, когда еще было темно - перед самым рассветом, когда фигуры людей видятся только силуэтом, их трудно различить, трудно узнать… Мария увидела у гроба Иисуса, стоящего перед ней, но не узнала Его. Скорбь и слезы не позволяли ей рассмотреть и понять, кто это… Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? (Ин. 20:15). Это удивительно проникновенно-трогательное повествование о том, как страшное горе внезапно претворяется в радость: Господь говорит своей преданной ученице: "Мария!" - и она тотчас узнает Его…
В этих заметках мне хотелось бы рассказать немного об иконографии явления Христа Марии Магдалине. Этот волнующий сердце христианина сюжет многократно изображался и в росписях древних катакомб (ибо повествует о воскресении из мертвых), и в Православной иконописи, и в живописи Католической Церкви.
Композиция сюжета "Явления Христа" сложилась одной из первых.
Хотя именно эта фреска из римских катакомб трактуется не только как "Явление Христа Марии", но иногда и как "Исцеление кровоточивой жены". Но, поскольку надписи здесь нет, то вольному искусствоведу - простор для фантазий.
А вот трезвенный взгляд практика-художника сразу оценил лаконизм и законченность композиционного решения. И эта находка прошла сквозь века и изменчивые стили (в разных степенях реализма и маньеризма) и сохранила, тем не менее, свое узнаваемое "лицо".
Иконописную традицию простой композиции двух фигур - коленопреклоненной Марии (слева) и Христа отстраненного, вполоборота к ней (справа от зрителя) - довели до "формулы канона" мастера Критской школы.
Именно эту разработку использовал Феофан Критский в росписи храмa монастыря Ставроникиты:
Повторяли многократно эту иконографическую находку и в поствизантийской иконописи:
Надо сказать, что вне итало-критской школы такая "схема" не использовалась. Композиционные решения этого сюжета, например в сохранившихся росписях балканских храмов XIII-XIV вв., разнообразны и не отличаются лаконизмом. Обычно этот сюжет является частью композиции, включающей другие моменты Евангельской истории о событиях дня Воскресения.
Например, росписи храма Перивлепты Охридской:
Или Грачаницы:
В поствизантийской иконописи были попытки соединить эти две традиции, но результат был не слишком удачен:
По этому же пути двигался и Джотто, но его решение состоит из двух равных половин (в отличие от балканских мастеров, где сюжет "Явления Христа Марии" - не главный, а меньший по занимаемой площади в композиции картины:
Дуччо, в отличие от Джотто (!) использовал древнюю лаконичную схему, но, видимо, в этой простоте ему не хватило деталей, и он увлекся разработкой горок, что несколько отвлекает от сюжета:
И лишь несравненный Беато Анжелико - последний из "могикан" от иконописи - завершил поиски совмещения реализма и "канонической схемы".
Ну а дальше - "понеслось по наклонной"...
Бездушные манекены Андреа дель Сарто (1510):
"Буйство плоти" Бронзино (1560):
Тициан (лучше воздержусь от комментариев…):
Сцена из балета - Шарль де Лафосс (1680):
Русский академизм - А.Егоров (1818):
И закончу все же на не очень грустной ноте: Иванов, наконец, надо отдать ему должное, возвел эти реалистические поиски в степень почти античной патетики (даже, по-моему, переступив грань меры и вкуса в сторону излишней "гламурности"). Но эта картина, безусловно, состоялась как законченное произведение подлинного искусства (в отличие от вышепоставленных сюжетных "картинок" № 9-14)
Фото: Екатерина Шеко
Из истории иконографии Воскресения Христова: жены-мироносицы Автор: епископ Балашихинский Николай Светлое Воскресение Христово - Пасха Господня - в традиционной православной иконографии представлена целым рядом композиций, замечательных как по глубине богословского осмысления события, так и по художественной выразительности, по своему воздействию на зрителя.
Покаяние в памятниках иконографии Автор: епископ Балашихинский Николай Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл покаяние "великим даром благости Божией человеку-грешнику, ибо через него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам". Почувствовать, понять это приближение к нам Бога помогают и богослужебные тексты, и священные изображения, не только иллюстрирующие, но и дополняющие тексты.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|