Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Традиционная православная икона и западная (католическая) церковная живопись
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 21.11.2024, 19:51 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Традиционная православная икона и западная (католическая) церковная живопись

Автор: диакон Иоанн Иванов

Если икона - это молитва, выраженная через изображение, то в настоящее время только восточно-православное религиозное искусство можно назвать иконописью, а католическое, латинское, возникшее после разделения в Церкви в XI веке, - только живописью.

Икона родилась в первые века жизни Церкви, и ее живописный язык окончательно сформировался к концу первого тысячелетия христианской эпохи. Задача традиционной православной иконы - являть в земном мире красоту и реальность мира Небесного Царства.

Византийская и древнерусская икона - символична и канонична. Католический же живописец остается в своих формах всегда более или менее натуралистичным. В Западной Церкви древний иконографический язык оказался забытым, и художники Западной Европы были в значительной степени вольны давать свою художественную интерпретацию ветхозаветным и христианским сюжетам. Постепенно такая религиозная живопись все дальше отходила от собственно иконописи и создавала то, что называется картинами на религиозные темы. Картина - средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона - средство для общения с Богом и Его святыми.

Однако стоит заметить, что ряд католических икон почитается и в православии, равно как и в католическом мире есть особо почитаемые православные иконы.

Икона Божией Матери Умиление

Икона Божией Матери "Умиление"

Так, например, прп. Серафим Саровский молился перед иконой "Умиление Серафимо-Дивеевская", которая является изводом (вариантом) Виленской-Остробрамской иконы, находящейся у католиков, но восходящей к древнему времени православия на литовских землях.

Виленская-Остробрамская икона

Виленская-Остробрамская икона

Хотя эта икона написана явно под западным влиянием, она со времен прп. Серафима Саровского стала широко известной и в православии. Или икона "Гефсиманское моление" - она тоже написана в католической традиции, но ее почитают и в православии. Среди католиков же очень почитаемы Казанская, Владимирская иконы Божией Матери и др.

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

С практической (внешней) стороны разницу между иконами определить может любой человек. Нимб (условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери и святых, символизирующее их святость) в католической традиции представляет собой изображенный в перспективе круглый плоский предмет, как бы висящий над головой. В восточно-православной традиции нимбы описывают вокруг головы круг, свечение, сияние в виде круга. Такие нимбы представляют собой нечто неразрывно связанное с фигурой. Нимб "католический" - это венец святости, данный святому в качестве награды, как бы приложенный, а нимб "православный" - венец святости, рожденный изнутри. Другими словами, "католический" нимб - это корона, данная праведнику за его труды, "православный" нимб - свет Божественной славы, который родился внутри святого, и этот Божественный свет составляет единое целое с преображенной плотью святого.


Клинская икона Божией МатериКлинская икона Божией Матери
Автор: Ольга Тишкова
История появления Клинской иконы весьма загадочна. Существует народное предание, что икона была написана за одну ночь неизвестным художником в зале ожидания железнодорожного вокзала в Клину. Это было накануне крушения поезда, в котором ехал император Александр III с наследником престола царевичем Николаем и всей своей семьей. Неизвестный художник просил людей в эту ночь молиться перед иконой. Как известно, после крушения поезда семья императора осталась жива. А иконописца с тех пор никто не видел



Иконы Божией Матери
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Реалистическая живопись и фотопортреты запечатлевают определенные моменты из нашей земной жизни. Традиционная православная икона ставит совершенно иные цели: через живописный образ явить свет Царства Вечной Божией Любви, в котором нет ни тени зла и греха, но всё сияет святостью и совершенством.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (15.07.2013) | Автор: диакон Иоанн Иванов
Просмотров: 10998
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz