Автор: Протоиерей Борис Балашов
Говоря о крестных ходах, которые не являются органической частью церковного богослужения совершающихся не вокруг храмов, а по городу или по маршруту от одного населенного пункта к другому, я буду выражать исключительно только свое собственное мнение, а не общецерковный взгляд.
Крестный ход с чтимым образом Пресвятой Богородицы "Неупиваемая Чаша"
Первое. Такие крестные хода могут быть хорошо организованными и возглавляться опытным священнослужителями и их помощниками. При этом следует следить, чтобы не было никакой нецерковной символики и никаких политических и национальных лозунгов.
Крестный ход, идущий с иконами и хоругвями, совершает молебное пение, все идут с молитвой. При этом происходит нечто очень важное, а именно церковное единение людей в молитве к Богу, которая освящает нашу землю, наши города и села. А если в таких крестных ходах участвуют прихожане разных храмов, то совместная молитва их соединяет и сродняет. Тогда улицы и площади становятся соборным храмом под открытым небом.
В храме купол самого здания (не главка) символизирует духовное небо - Небесное Царство Божие, с которым мы встречаемся в нашей церковной молитве. В крестном ходе иконой духовного неба становится наш небесный свод - небо материальное. И тут чувство общения с Богом может быть очень глубоким и сильным.
Такие крестные ходы имеют большое духовно-благодатное воздействие на души молящихся участников крестного хода. Хотя многие посторонние люди будут воспринимать это как зрелище, но и среди них будут люди, которые вспомнят о Боге, помолятся, и молитва православных христиан, серьезно и благоговейно совершающих свое молитвенное шествие, станет проповедью о Воскресшем и Живом Христе.
Второе. Крестные хода, возглавляемые мирянами или священнослужителями, которые практически не руководят крестным ходом и не побуждают народ к молитве, могут превращаться в путешествие людей со святынями по городским и сельским дорогам с непонятной целью. Ведь без молитвы и трезвого христианского настроя, только от ритуального шествия верующих людей, ничего освящающего и благодатно укрепляющего не произойдет. Возможно, у многих членов таких крестных ходов будет чувство исполненного долга, но у окружающих людей может возникать впечатление встречи со странными людьми или чудаками. Кроме того, в таких крестных ходах могут иметь место церковно-экстремистские и лжепатриотические разговоры, которые засоряют души верующих духовными сорняками.
Таким образом, всякое хорошее дело, если делать его неумно, может принести не какой-либо духовный плод, а лишь вред. Как говорится в народной мудрости, "пошли дурака молиться, он себе лоб расшибет!". Но с другой стороны, совместная молитва, совершаемая с церковной дисциплиной и духовно здоровым настроем, укрепляет наши духовные силы и благодатно освящает нашу жизнь, служа нашему единению с Богом и друг с другом.
Нужно четко определить, с какой целью организовывается крестный ход, и каких духовных результатов мы ожидаем от него. Поэтому к подготовке крестных ходов нужно относиться с большой осторожностью и пунктуальной тщательностью. И само собой разумеется, что крестные хода вне территории храма могут совершаться исключительно по благословению правящего архиерея.
Фото: Татьяна Балашова
Притча о спасении души
Божие имя Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|