Автор: Протоиерей Борис Балашов
Незадолго до страданий на горе Фавор Спаситель явил Свою Славу троим наиболее духовно зрелым ученикам: Петру, Иакову и Иоанну.
В Божественном свете Преображения Господня апостолы Христовы ощутили ни с чем не сравнимую радость. Ведь радость Небесного Божиего мира тысячекратно превосходит любую самую яркую земную радость. И вот, после этой дивной радости созерцания Славы Божией, ученики вместе со своим Божественным Учителем спустились с горы Преображения в наш земной, лежащий во зле мир, в котором горе и несчастья окружают человека.
Было уже утро следующего дня. Иисус увидел Своих учеников, среди которых были и остальные девять апостолов, окруженные народом и книжниками. Между учениками и книжниками шел спор. Дело в том, что во время отсутствия Иисуса к ученикам Его был приведен бесноватый, и они не могли исцелить его. По этому поводу у них и произошел спор с книжниками, которые, видимо, смеялись над ними.
Когда народ увидел Христа, он поспешил Ему навстречу, чтобы поприветствовать Его. "Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли" (Лк. 9, 38-40). Евангелист Матфей добавляет, что этот мальчик бесновался в новолуния, то есть он был подвержен лунатизму.
У человека было большое горе: его единственный сын тяжело и неизлечимо болен с младенчества, одержим нечистым духом, который мучил ребенка. Отец привел его к ученикам Христа, но они не смогли исцелить его. Почему? Ведь им была дана власть над нечистыми духами... Видимо потому, что у этого отца, который набегался по врачам, не было твердой веры в то, что исцеление может произойти по слову учеников Христа. И народ, находящийся здесь, пришел ко Христу за чудом без веры. Тут же были книжники и фарисеи, весьма довольные, что ученики Христа не смогли совершить исцеление, и, естественно, всячески обращавшие на это внимание народа. И сами ученики засомневались в том, что именем Христа в Его отсутствие могут исцелить бесноватого, как засомневался и начал тонуть Петр, когда шел по воде. Поэтому Господь говорит им всем: "Неверующие! Сколько чудес совершено среди вас Мною и учениками Моими во Имя Мое? Сколько же еще времени Мне надо быть с вами и терпеть ваши требования все новых знамений и чудес, чтобы вы, наконец, поверили?" Он велел привести к Нему отрока. Иисус, конечно, не спрашивал о вере этого мальчика, потому что у него веры не могло быть, да и ответить он не смог бы. Обращаясь к его отцу, Христос сказал: "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему" (Мк. 9, 23). Отец отвечал со слезами, прося дать здоровье своему сыну: "Верую, Господи! помоги моему неверию" (Мк. 9, 24).
Для получения просимого нужна вера просящего в возможность исполнения его просьбы. У этого человека такой веры не было, но он очень захотел, чтобы эта вера у него появилась. Отец больного отрока хотел верить, вера уже зарождалась в его душе, но была еще слаба и нуждалась в укреплении. И Господь исцелил его больного сына. Он запретил нечистому духу, который "вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал" (Мк. 9, 26-27).
Ученики Христа, оставшись с Ним "наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17, 19-20).
Апостолы получили от Иисуса власть творить чудеса Его Именем, но для совершения чуда необходима была непоколебимая вера в Божественную силу Даровавшего им эту власть и уверенность в том, что этой властью чудо действительно будет совершено, а такая вера у апостолов была не всегда.
Господь сравнивает силу веры, необходимую для совершения чуда, с горчичным зернышком, которое было самым маленьким. Но речь вовсе не о том, что достаточно и малой веры для совершения чуда и что у апостолов ее не было. Апостолы несомненно верили во Христа. Они даже называли Его Сыном Божиим.
Христиане, имевшие сильную и непоколебимую веру во Христа во время гонений, мужественно переживали страшные пытки и умирали, ни на мгновение не сомневаясь, что там, за гробом, они встретят Спасителя. Такая твердая, ничем непоколебимая вера, действительно могла творить чудеса. Такую сильную непоколебимую веру Христос сравнил с горчичным зернышком. Из маленького живого зерна вырастает большое растение. Будучи самым маленьким, зернышко содержит в себе огромную живительную силу. Для тех, кто имеет такую веру, нет ничего невозможного. Поэтому апостол Иаков так пишет о вере: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1, 5-7).
Продолжая объяснять апостолам причину их неудачи, Иисус сказал, что кроме сильной веры необходимы пост и молитва: "сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21).
Победа над лукавым духом достигается напряженной духовной жизнью. Во-первых, это усиленное стремление к общению с Богом, которое выражается, в первую очередь, в горячей молитвенной жизни человека. Во-вторых, это пост, в христианском понимании этого слова, т. е. господство духа над плотью, как воздержание и приоритет христианского духовного начала над всем остальным в жизни человека, пост, как победа над самостью, собственной гордыней, победа любви в человеческом сердце над равнодушием и злобой. Телесный пост помогает духовному, но никак не может его заменить.
Большинство людей верят в существование Бога, однако многие не понимают: какой Бог, как с Ним общаться, как к Нему подойти со своей проблемой или бедой...
Бог - Живой, это Любящая и Всемогущая Личность, сотворившая мир. Человек создан по Его образу.
Нам легко общаться с теми людьми, которые нам верят и доверяют, которые относятся к нам с уважением и любовью. Но любить по-настоящему можно только того человека, которого мы знаем. Если люди нам не верят и не доверяют, то очень трудно с ними делать вместе серьезные дела.
Если бы Бог совершал чудеса с людьми при отсутствии с их стороны веры, это было бы насилием над человеком и не принесло бы им пользы. Поэтому вера лишь в существование Бога не чудотворна. Только вера Богу, с Которым сложились отношения доверия и любви, способна творить чудеса. Поэтому Бога надо стараться посильно знать и понимать. Он нам оставил Свои слова, записанные в Евангелии. Они обращены к каждому из нас. Кто к ним прислушивается и размышляет о них, тот становится способным понять любовь Спасителя и ответить на нее. Тогда может родиться и вера, могущая получать милости от Бога.
Господь может и хочет нам помочь. Дело за нами. Наша вера, согретая познанием Бога и любовью к Нему - это тот фундамент, на котором можно строить жизнь с Божией помощью.
Творец всегда видит и помнит Своих детей. И тот, кто только начал искать и просить веры, не будет отринут, как это показывает пример отца больного мальчика, о котором нам рассказывает Евангелие.
Но молитвы от равнодушного к Богу сердца, не согретые верой или поиском веры, не долетят до неба.
Богом мы любимы. Тепло и радостно идти по жизни с Любящим Небесным Отцом. Как блудного сына ждал отец, так нашего возвращения к Себе ждет Господь Вседержитель, вместе с Которым мы можем преодолевать все трудности. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|