Автор: Протоиерей Борис Балашов
В Евангелии от Луки, глава 14, читаем: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником". Эти слова часто вызывают недоумения и даже смущение: действительно, как можно ненавидеть близких, если их надо любить?
Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании этого евангельского отрывка пишет: "Смотри же, в простоте своей и неопытности, не соблазнись сим изречением". Ненависть - это чувство, противоположное любви. Поэтому стоит задуматься, о какой любви тут говорится?
Когда юноша и девушка полюбили друг друга, они могут говорить, что любят друг друга больше всего на свете. И никто с этим спорить не будет. Однако от чего идет отсчет любви, больше чего они любят? Давайте подумаем: больше телевизора и компьютера, больше собаки и кошки, больше автомобиля и дачи, больше квартиры и собственной карьеры? Так? Не будем это оспаривать. Но ведь возможен и иной отсчет любви.
Одна любящая пара искренних православных христиан вступала в брак. Выходя из храма после венчания, молодая жена сказала своему молодому мужу: "Ты у меня всегда будешь в жизни на втором месте". Как он был счастлив тому, что всегда будет в её жизни сразу после Бога!
А какая же любовь выше: повыше земли или пониже неба?
Можно любить тело: ласточки, попугая, кошки, собаки, человека. А можно любить всего человека - тело и душу, то есть саму человеческую личность. Такая любовь уже ведет свой отсчет не от земли, а от неба.
Иисус Христос ждет от Своих учеников, что в их душах все будет правильно расставлено. На первом месте - любовь к Богу, на втором - любовь к человеку. И, конечно же, любовь к ближнему должна быть в гармонии с любовью к Богу. Когда эта гармония ломается, когда любовь телесная становится выше любви к Богу и любви к человеческой личности и её внутреннему миру, тогда человеческая любовь перестает быть чистой и святой. Вот именно об отвержении такой любви к ближним и говорит Господь.
Когда мы говорим о любви к самому себе, она тоже может быть как святой, так и грешной. Когда в центре внимания и любви человека находятся Бог и близкие - любовь к самому себе становится здоровой и святой. Но если в центре внимания он сам, а не Бог и близкие, то такой человек напоминает завитую деревянную стружку: внутри - пустота.
Поэтому слова Христовы не о том говорят, что не надо любить близких, а о том, что любовь к ним должна быть здоровой, святой и в согласии с любовью к Богу.
Фото: Диакон Иоанн Иванов
Бог... Какой Он?
Вечный вопрос теодицеи: Бог-Любовь и существование зла в мире Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|