Автор: Прп. Исаак Сирин
Господь не всегда, когда Он близок ко святым Своим, в помощь им явно показывает Свою силу в каком-либо деле и чувственном знамении, чтобы оказываемая помощь не сделалась бесполезной и не послужила ко вреду. И делает это, промышляя о святых и желая показать им, что и на час не прекращает Своего тайного попечения о них, но во всяком деле предоставляет им, по мере сил, показать свой подвиг и потрудиться в молитве. Если же дело побеждает их трудностью, когда они изнемогут и не в силах будут совершить дела, Сам совершает по величию державы Своей; и, как Сам знает, получают они надлежащую помощь, и, сколько можно, укрепляет их втайне, пока не укрепятся против своей скорби. Ибо делает, что ведением смысла скорбей, которое дарует им, разрешаются многообразные их скорби, и пониманием этого побуждает их к славословию полезному. Если же дело требует обнаружения явной помощи Божией, то делает и это; и способы Его бывают самые премудрые, достаточные в скудости и в нужде, а не какие-либо случайные.
Икона "Чудо Архангела Михаила в Хонех"
Кто же без нужды осмеливается на это или молит Бога и желает, чтобы в руках его были чудеса и силы, тот искушается в уме своем ругателем-демоном и оказывается хвастливым и немощным в своей совести. Ибо в скорби должно просить нам Божией помощи. Без нужды же искушать Бога опасно. И кто желает этого, тот не праведен. А то, что Господь сотворил, благоволя, обретается у многих святых. Но кто хочет и желает этого по своей воле без нужды, тот падает, лишаясь охранения, и поползается (оступается, подскальзывается) в ведении истины. Ибо, если такой просящий будет услышан, то находит в нем место лукавый и ведет его еще к большему испрошенного. А истинные праведники не только не желают этого, но и отказываются, когда дается им это; и не только пред очами людей, но и втайне сами для себя не желают этого.
И вот, один из святых отцов за чистоту свою, по благодати, получил дарование предузнавать идущих к нему и молил Бога (а с ним молились и другие святые, которых упросил старец), чтобы взято было у него это дарование. Если же некоторые из них и принимали дарования, то принимали по нужде (для пользы других) или по простоте своей; а прочих побуждало принять Божие мановение, и, конечно, не без особых к тому причин.
Когда блаженный святой Аммун шел приветствовать святого Антония Великого и заблудился в пути, смотри, что говорил он тогда Богу: "Молю Тебя, Господи Боже мой, не погуби создания Твоего!", и также - что соделал с ним Бог. И явилась ему как бы человеческая рука, висящая с неба, которая показывала ему путь. Припомни и об авве Макарии, и о прочих. Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что они недостойны Бога. А что они истинные праведники, узнается из того, что признают себя окаянными и недостойными попечения Божия и исповедуют это тайно и явно, и умудряются на это Святым Духом, чтобы не остаться без подобающей им заботливости и трудничества, пока они в этой жизни. Время же упокоения Бог сохранил им в будущем веке. И имеющие в себе живущего Господа по этой причине не желают быть в покое и освободиться от скорбей, хотя временами и дается им утешение в духовном.
Не является добродетелью то, чтобы человек, когда достигнет утешения, не имел попечения и труда в ней; но вот селение Духа - непрестанно принуждать себя трудиться, хотя и есть способ сделать дело в покое, потому что такова воля Духа: в ком обитает Он, не приучать тех к лености. Напротив того, Дух побуждает их не покоя искать, но предаваться более деланию и наибольшим скорбям. Искушениями Дух укрепляет их и делает, что приближаются они к мудрости. Такова воля Духа, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах.
О чудесах Божиих
Как относиться к чуду? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|