Автор: Протоиерей Борис Балашов
Иисус Христос - Бог, ставший Человеком, - спасает человеческий род Своей жертвенной смертью на Кресте и Своим Живоносным Воскресением. Эти мысли прекрасно отражены в столь любимом верующими православном песнопении: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".
Крест Христов - это подвиг и служение Христово делу нашего спасения. Началось это несение спасительного для нас Креста с события Боговоплощения, когда Сын Божий стал Сыном Человеческим во чреве Девы Марии. Вся Его жизнь на земле - непрерывное служение и постоянный подвиг самоотверженной любви. Завершение этого подвига в земной жизни Господа - несение на Своих плечах орудия Своего страдания и мучительная, но и спасительная Крестная смерть на Голгофе.
Нестеров М.В. "Несение креста". 1912. Х., м. ГРМ
На Голгофе было три креста: Спасителя мира и двух разбойников, справа и слева от Креста Христова. Все трое несли на своих плечах кресты, все трое страдали и мучились на крестах. Но какое разное действие произвели эти кресты! Крест Христов стал орудием победы над грехом, смертью и дьяволом. Его страшатся все демонические силы, он по вере христиан освящает души и жизни людей.
Крест разбойника слева мучителен, но те страдания, которые он принимал на этом кресте, бессмысленны - они привели только к смерти физической в состоянии отчаяния и озлобления.
Крест разбойника справа произвел совсем иное действие. Покаявшийся разбойник обрел счастливую и блаженную Вечную Жизнь, и первым из всех людей вошел в светлый райский мир. Почему? Потому что этот разбойник обрел веру во Христа, почувствовал Его святость и искренне принес Распятому Спасителю мира свое покаяние в неправедно прожитой жизни: Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 41-43).
Казалось бы, как легко далось спасение благоразумному разбойнику: покаялся и сразу в рай! Но не все так просто. Иисус Христос принял покаяние раскаявшегося разбойника, очистил и освятил его душу. В его сердце вошел мир Христов. Но Иисус умер на кресте около трех часов дня (по нашему исчислению времени), а разбойник в страшных физических муках остался висеть до шести часов вечера, пока его не добили воины. Эти страшные три часа на кресте были равноценны всей прожитой жизни. В диких страданиях, один, всеми оставленный и забытый на земле, он сумел сохранить верность Христу в смирении, терпении и победе над злом в собственном сердце. Можно сказать, что, вися на кресте, благоразумный разбойник пошел в самых страшных мучениях в духовный путь вслед за Христом.
Вскоре после исповедания апостолом Петром Иисуса Мессией - Христом и Сыном Божиим (Мф. 16, 16) - Господь призвал всех Своих последователей определить свой жизненный путь: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
Что означают эти слова? Куда идет Сам Господь? Он идет открыть для людей Свое Небесное Царство. Кто хочет его наследовать и вечно в нем жить, тот и направляет свой жизненный путь к своему Господу в это славное Небесное Царство. А что означает "идти за Господом"? Идти за Иисусом Христом в своей земной жизни - значит с любовью и усердием исполнять Его заповеди, прикладывать все силы, чтобы жить по Евангелию и достойно выполнять свое жизненное призвание.
А что значат слова "отвергнись себя"? Мы всегда ставим себя в центр мира. К примеру, известно, что любая женщина хочет хорошо выглядеть, быть привлекательной и находиться в центре внимания. Но вот она становится матерью, и в центре внимания уже не она, а ее ребенок. Потому что, став матерью, женщина становится качественно другой. К такому же перелому души призывает человека Христос. Если раньше в центр жизни ты ставил самого себя, то теперь это место занимает Господь и другие люди. Такой перелом в жизни кардинально меняет человека. Он становится светлее и богаче духовно и не боится страданий и лишений ради близких, если их придется ему испытать на жизненном пути. Не на себя смотреть надо, не на свои желания, а на Бога и ближнего. Только тогда мы увидим всё в настоящем свете, а увидев, сможем сделать то, что нужно. Чтобы явились мы глазами Христовыми, руками Христовыми, ушами Христовыми, чтобы мы как члены Церкви пришли туда, где ждут Христа, где Он нужен, и сделали то, что пожелал бы сделать Сам Христос.
Взять свой крест - значит добровольно принять подвиг служения Богу и близким, не боясь лишений и трудностей. Нести крест - значит совершать свое служение. Ведь Христос, говоря о несении креста, имел в виду не то, что нам, в прямом смысле, вынесут приговор на суде и возложат на плечи тяжеленный крест. И наше служение - не только трудности, скорби и болезни, это есть у всех. Наш крест - это служение Богу, несение тягот жизни и трудов ради ближних. Тому, кто хочет так жить и с терпением нести свой крест, Христос говорит: Следуй за Мною и живи по Моей воле, а не по своей, эгоистической. Иди туда, где царствует Христос и тем путем подвига любви, которым шел Он. Однако чаще человек готов продать душу дьяволу, преступая через свою совесть, предавая своих друзей, идя по головам ради того, чтобы достигнуть желаемого материального благополучия и карьеры. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26) - говорит Господь. Душа бесценна, потому что она бессмертна.
Кто хочет жить только для себя самого и сберечь себя и свою душу от трудностей христианского подвига жизни, явно или тайно отрекаясь от Христа и своего христианского служения, тот потеряет себя для Вечной Жизни и потеряет всю радость жизни. Кто же всю жизнь свою отдает служению Богу, тот обретет полноту радости Царства Небесного.
Закончил Господь Свою беседу словами: Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1). Но мы знаем, что все апостолы умерли. О чем же здесь сказал Спаситель?
Царствие Божие открылось Воскресением Христа. Царствие Божие, пришедшее в силе - это Церковь Христова, которая родилась в день Сошествия Святого Духа - Пятидесятницу. Через нее и в ней действует Господь на земле и спасает людей.
Каждый православный христианин во время совершения Таинства Крещения одевает на себя нательный крестик и носит его на груди. Этот образ Креста Христова является символом его личного служения Богу - несения своего личного креста и следования в своем жизненном пути за Христом и вместе с Ним. По вере православного христианина этот нательный крестик и крестное знамение, совершаемое рукой, являются безмолвной молитвой к Распятому и Воскресшему Господу и призыванием Его Божественной силы и помощи.
Следование в жизни за Господом нашим Иисусом Христом и несение своего личного креста - христианского служения в земном мире - делают человеческую жизнь полноценной и содержательной и открывают путь к бессмертию в Небесном Царстве Христовой радости и любви.
Крест Господень
Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. История праздника Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|