Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Красота - одна из самых удивительных загадок нашей жизни. Почему человеку свойственно испытывать наслаждение, созерцая то, что мы называем прекрасным? Что делает одни вещи красивыми, другие - уродливыми? Какой механизм в сердце человека побуждает нас пленяться одним и отвращать взор от другого? Наверное, невозможно до конца логически объяснить это, но то, что это так, чувствуют все. В разной, конечно, мере, но каждому человеку известно чувство радости созерцания прекрасного.
И мы не только стремимся, чтобы вокруг нас или у нас было как можно больше красивого, и с этой целью выращиваем или дарим друг другу цветы, приобретаем красивые вещи, произведения искусства, украшаем свои дома; мы хотим, кроме того, и сами быть красивыми. И в этом желании есть своя правда и своя неправда.
Правда - в том, что желание быть красивым - законное, вполне верное желание. Человек к тому и призван. Неправда - в том, что у падшего человека ослаблено или вовсе отсутствует умение отличать красоту подлинную от мнимой. Или даже не мнимой, тоже подлинной, но не самой важной, второстепенной, не заслуживающей особого попечения. И потому такое значение придает человек одежде, прическе, формам своего тела, чертам лица, идет на всякие ухищрения, чтобы выглядеть как можно привлекательнее. А мы, христиане, не должны бы забывать слова апостола Петра: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1 Пет. 3, 3-4).
Трудно плотскому человеку следовать этим словам, ему гораздо понятнее, как украсить видимое тело, чем невидимый дух. Но если все же не научимся предпочитать внутреннее внешнему, то совершим страшную ошибку. Во-первых, по слову апостола Петра, "всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал…" (1 Пет. 1, 24).
Во-вторых, и это, наверное, важнее всего: в "жизни будущего века" мы воскреснем в телах преображенных. Как пишет апостол Павел: "Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15, 51-53).
Человек воскреснет и будет жить вечно в теле преображенном, теле духовном. "Сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15, 44). И это духовное тело, как пишут отцы, будет соответствовать духу, обитающему в нем. Если сейчас, в этой жизни, мы сплошь и рядом видим несоответствие внешнего и внутреннего, уродство духа при красоте тела, черноту сердца при светлости лица и, наоборот, сверкающие небесной красотой души скрыты под невзрачной или даже безобразной внешностью, то такого уже не будет по воскресении из мертвых.
Впрочем, даже сейчас, в этой жизни, мы часто видим, как внутренняя красота преображает внешность самого некрасивого человека и он становится привлекательным, несмотря на неблагообразие черт лица. И наоборот, самый изысканный красавец вызывает неприязнь единым словом или поступком, приоткрывшим черноту души. Однако в этой жизни так бывает не всегда. Здесь, в веке сем, достаточно нетрудно притворяться и лицемерить. Там притворяться уже никому не удастся.
Будем же стремиться быть красивыми той красотой, которая стоит того; будем украшать души, совершенствовать дух, очищать сердце, богатеть добродетелями, среди которых главная - ЛЮБОВЬ. Будем уподобляться Богу, Который есть Любовь. В ней - высшая красота, в ней - подлинное счастье и наслаждение наше!
Фото: www.photo.realove.ru
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|