Автор: Ирина Филиппова
11 июля Русская Православная Церковь празднует память святых угодников Божиих преподобных Сергия и Германа Валаамских. Об этих святых известно мало. Рукописное житие их утеряно очень давно, но сохранилось предание о том, кем были эти почитаемые подвижники Валаамские: Сергий был греком, пришедшим из Византии, а Герман – местным жителем, карелом, обращенным в Православие. Сейчас указать точное время жизни этих подвижников невозможно. Их святые мощи были обретены в 1163 году на территории уже существовавшего в ту пору Валаамского монастыря. Их по праву считают и основателями Спасо-Преображенской Валаамской обители, которая по сей день является светочем православного духа и хранительницей истинного русского монашества.
Дорога на северный Афон
По преданию, еще задолго до Крещения Руси появились на Валааме первые христианские подвижники.
Позже Валаам стали называть Северным Афоном за строгость общежительного устава, за аскетизм и особую силу подвижничества. Этот дивный остров всегда притягивал к себе верующих. И эта же незримая Божественная сила позвала на Валаам и нас, неопытных, еще духовно неокрепших паломников. И противиться этой силе было невозможно.
Холодным майским утром встретил нас Петербург. По пустынному Невскому проспекту доходим до ворот Александро-Невской Лавры. Обитель начинает просыпаться, братия и прихожане собираются на раннюю Литургию. Но сначала молебен покровителю Лавры – благоверному князю Александру Невскому. Небольшой хор поет степенно, вокруг молитвенная, особая тишина. Мы просим у святого благословения и помощи в нашем путешествии. Потом вместе со всеми прикладываемся к мощам, к Евангелию, ко кресту. Из уст священника радостное «Христос Воскресе!» звучит как благословение.
После Литургии с умиротворенным сердцем едем на Валаамское подворье. Только там мы можем получить направление на корабль, который перевезет нас на остров. Проходим в канцелярию, представляемся: «Мы паломники из подмосковного Клина, едем потрудиться в монастырь во славу Божию». «Кто благословил?» – слышим в ответ. Такие уж на Валааме порядки, без благословения – ни шагу. Выясняется, что о нас предупреждали. Ждем.
Наконец, направление готово. Нам объяснили дальнейший путь: с Финляндского вокзала на электричке до Приозерска. Приозерск – городок в 130 км от Петербурга, на берегу Ладожского озера.
На монастырском причале к нам подошел начальник причала послушник Николай, рыжий улыбчивый парень. Он посмотрел наше направление и сообщил: «Сегодня корабля не будет. Завтра, к обеду, ждем игумена. С ним, по благословению, и отправитесь». Нас селят в комнату для гостей, приглашают в трапезную на ужин. Во всем чувствуется истинное, заботливое монастырское гостеприимство.
Под началом Николая несколько трудников. Живут здесь тихо, работают дружно. Причал – важный перевалочный пункт на пути к монастырю. Пользуются им и паломники, и монахи. Отсюда отправляются на Валаам теплоходы и баржи со строительными материалами и оборудованием. Если зима мягкая, навигация не прекращается.
Второй день нашего пути встретил нас моросящим дождем и ледяным ветром. Ладога неспокойна. Небольшой кораблик «Александр Невский» стоит у причала. Мы по-прежнему под покровом святого князя. Игумен прибыл на причал к 12-ти часам. Получив благословение, отправляемся. С нами еще несколько пассажиров и строители. И вот береговая черта уже тает вдали. Наш кораблик выходит из бухты. Через 3 часа – Валаам.
Знакомство
«Перед нами высокий темно-зеленый остров. Пеной кипит вокруг него озеро-море. На гранитную стену бежит “Александр”, вот ударит! Ближе остров дробится на острова. Видны проливы, камни, леса. Древностью веет от темных лесов и камней. Из-за скалистого мыса открылся Монастырский пролив, великолепный. Слева, совсем на отлете, каменный островок, на нем белая церковка, крест гранитный, позади – темный бор. Это маяк и скит, страж Валаама и ограда – Никольский скит. Чтимый Святитель бодрствует на водах, благословляет входящих в тихие воды монастырские, указывает путь “и сущим в море далече”...
Удивительно, что эта картина, которую увидел в начале XX века, а потом описал русский писатель Иван Шмелев, сегодня нисколько не изменилась. Те же скалы, леса, темные воды пролива и поразительной белизны, сверкающий золотым куполом, храм святителя Николая.
Входим в бухту. Наш кораблик встречает оголтелая стая чаек. На вершине скалы показался красавец собор. Голубые купола, белые стены, от него веет каким-то неземным спокойствием. У причала паломников встречают три часовни – Божие благословение на пребывание в монастыре приезжающим и доброе напутствие покидающим Валаам.
Сошли на берег. По тяжелым каменным ступеням поднимаемся к святым вратам. Молча, как завороженные, крестимся и кланяемся перед надвратной церковью святых апостолов Петра и Павла.
На внутренних воротах обращаемся к дежурному монаху, объясняем цель приезда. Он говорит нам об отце Аверкии, заместителе благочинного, просит подождать. Наконец обращает наше внимание на высокого монаха в мантии. Это и есть отец Аверкий: приятное лицо, спокойный взгляд, тихий голос. Он подводит нас к только что прибывшему игумену. Такой на Валааме порядок – трудников без благословения настоятеля не принимают. Отец Панкратий смотрит строго, а в глазах – доброта. Торжественно благословляя, говорит: «Пусть потрудятся».
И вот мы уже в летней гостинице. Гостинник – послушник Олег – встречает радушно. Селит нас в келии. Отец Аверкий назначает нам послушание: «Поступаете в распоряжение матушки Марии, будете убирать храм. А сегодня отдыхайте с дороги. Поужинайте и приходите в 9 вечера на всенощную».
Немного интересных сведений
Монастырь имеет центральную усадьбу на острове Валаам в Ладожском озере и четыре подворья – в Москве, Санкт-Петербурге, Сортавале и Приозерске. Сейчас в Валаамском монастыре с подворьями прописано около 160 насельников, среди которых около 60 монашествующих (в начале XX века в монастыре было до 1000 насельников).
Монастырь ставропигиальный, то есть находится под наблюдением и каноническим управлением Святейшего Патриарха. Указом Патриарха в Валаамской обители восстановлено игуменство, которое предусмотрено старинным Уставом Валаамского монастыря. Устав монастыря повелевает ничего не предпринимать «настоятелю без совета братии». Поэтому регулярно собирается Духовный Собор старшей братии.
Из 10 имеющихся на Валааме скитов возобновлена монашеская жизнь на пяти – Всех Святых, Никольском, Предтеченском, Гефсиманском и Скиту преподобного Александра Свирского.
Самая древняя из ныне сохранившихся построек монастыря – Успенская церковь, воздвигнутая в 1796 году.
Самый большой храм монастыря – гордость и красота Валаама – собор в честь Преображения Господня. Освящен в 1896 году. Храм вмещает около 5000 молящихся.
У преподобных
Всенощное бдение служат в нижнем храме Спасо-Преображенского Собора. Сегодня храм преподобных Сергия и Германа Валаамских восстановлен полностью. Когда-то он был расписан, но, к сожалению, роспись восстановить не удалось. Не сохранилось после многолетней разрухи и большинство старинных икон. Часть из них, после прихода на остров советской власти, монахи вывезли в Финляндию, основав там Ново-Валаамский монастырь. Но все же святыни на Валааме остались: под спудом собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа, основателей монастыря. Над их гробницей – мраморная плита с образом святых, а на стене, в окружении лампад, икона из Деисусного чина иконостаса: Господь Вседержитель с предстоящими Сергием и Германом. Есть в монастыре еще одна особо чтимая икона – список с Валаамского образа Божией Матери. Богородица стоит в полный рост и на руках держит Божественного Младенца и державу – символ верховной власти. Эта икона уникальна тем, что Богоматерь изображена на ней босой, и что это за чудесное чувство возникает в душе, когда прикладываешься к Божественным ножкам Пречистой Девы!
Начинается всенощная. «Благослови, душе моя, Господа. Возвеличился еси зело…» Предначинательный псалом звучит из монашеских уст особо. Валаамский монастырь всегда славился своим знаменным (столповым) пением. Традиции такого пения сохраняются в обители и по сей день. Запели «Блажен муж», и сердце замирает. В такие минуты особенно понимаешь, как важно верующему человеку хотя бы раз в жизни пережить незабываемое чувство Божией благодати, подаренной душе в святом месте.
Здесь веет древнею Русью. Электрического освещения в храме нет. Большое паникадило, состоящее из трех рядов свечей, на большие праздники зажигают монахи, используя свечу на длинном шесте. По периметру храма – паникадила поменьше, состоящие из разноцветных лампад. Поэтому в храме всегда полумрак, разгоняемый лишь свечами и лампадами.
В середине утрени начинается исповедь. Исповедников немного, но длится исповедь долго. Иеромонахи исповедуют тщательно. Заканчивается служба в начале третьего ночи. Простившись с преподобными, выходим на монастырский двор. Веет прохладой, усталости почти не чувствуется, и только чудесная радость наполняет сердце, радость, подаренная нам валаамскими святыми.
Фото: www.valaam.ru – сайт Валаамского монастыря
Окончание статьи:
Путешествие по острову Валаам
Паломничество или турпоездка? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|