Автор: Ирина Филиппова
Христос Воскресе! Сегодня это приветствие мы слышим везде. Весь мир православный радуется светлому празднику, "торжеству из торжеств". Спаситель пришел в нашу жизнь Своей жизнью, смертью и Воскресением, открыв для нас возможность войти вместе с Ним в Царствие Небесное.
Но почему мы называем Его Спасителем? От чего Он спас нас, и вообще, нуждаемся ли мы во спасении? Об этом и многом другом мы побеседуем сегодня с настоятелем храма Преображения Господня пос. Нудоль, протоиереем Аркадием Штейнбергом.
- В наше время много говорится о спасении мира и человека. Что говорит Православная Церковь об этом? Надо ли спасать человека, и если да, то от чего?
- Действительно, такое понятие, как "спасение", сейчас очень распространено в мире. Люди по-разному понимают то, от чего нужно спасаться: кому-то не нравятся социальные условия, в которых мы оказались, кто-то тревожится из-за роста безнравственности и беззакония и т. д. Конечно, в широком смысле все осознают, что избавиться надо от зла. Но здесь надо разделять понятия. Одно дело, когда мы видим зло вокруг нас, - другое, когда мы видим зло в себе. Причем, зло - это не просто какие-то наши грехи, а невидение и нечувствование нашей греховности. Только когда человек видит свой грех, когда его мучит совесть, он осознает в себе присутствие зла и раскаивается, но ничего не может с собой поделать; когда ему становится очевидно, что он погибает, - только тогда он и понимает, что нуждается в спасении.
Церковь утверждает: человека надо спасать, и выдвигает три основных понятия. Человеку нужно спасаться от греха, проклятия и смерти. Если первые два могут быть не очень понятны современному человеку, то про смерть понимают все. Смерть - это такое зло, которого надо как-то избежать, но никто сделать этого не может, и даже медицина бессильна. Как же спасаться от смерти? Это уже чисто религиозный вопрос. Необходимо понять, что никто от смерти, в обычном смысле этого слова, не спасется. В чем же тогда спасение? Что нужно спасать в человеке?
После смерти есть жизнь, жизнь души. Тело разрушается, а душа - самое существо жизни человека - вечна. О ее спасении и идет речь.
- Каковы же пути этого спасения?
- Среди различных народов и религиозных систем царит единодушие в том, что нужно делать добро и не делать зла. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: "Делай добро и бегай зла, и спасешься". Ясно также то, что за гробом нас ждет воздаяние, Господь воздаст каждому по делам его. Но что такое добро и что такое зло, и может ли человек своими силами спастись?
Как спасти свою душу, к примеру, от греха? В православном понимании грех - это рана на "теле" души. Поэтому грешащий человек прежде всего калечит самого себя, обрекает себя на мучения. Есть заповеди Божии и их надо соблюдать. Почему? Разве Бог - милиционер, который придет и накажет за нарушение правил? Если так, тогда надо жить, как живут бандиты, для которых главное - ускользнуть от возмездия. Заповедь Божия - это не статья уголовного кодекса. Человек должен понять, что, делая зло, он, в первую очередь, наносит вред самому себе. Грех убивает человека. Сделанный грех, - говорит апостол Иаков, - рождает смерть (Иак. 1, 15). Грех есть разрушение тебя, деградация твоей личности, грех есть самоубийство. И если человек будет грешить, то он, в конце концов, пожнет в себе страдание, будет обречен на вечную муку. Вот от чего надо спасти человека - надо научить его не грешить.
- Может ли человек сам спастись от всех этих зол и напастей?
- Вернемся к Евангелию. Господь говорит: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). То есть спастись человеку самому не удастся. Человек рожден в состоянии греха. Не в том смысле, что нагрешил еще в утробе матери, а в том смысле, что его природа испорчена, она склонна к тому, чтобы делать зло и не делать добро.
Вспомните 50-й псалом: В беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Во мне живет закон тления, закон греховный, который противится правде Божией, противится истине, противится любви: я люблю себя и не люблю других. Есть прекрасная заповедь Божия: Люби ближнего твоего как самого себя (Мф. 19, 19). Но как же я буду любить своего соседа, который меня донимает? Как его любить? Хорошо, я могу сделать над собой усилие, но по-настоящему любить не смогу. Человек, который хоть раз любил, знает, что такое любовь. Это солнце, которое светит изнутри, а у меня внутри ничего нет, у меня там "черная дыра" по отношению ко всем моим ближним. Я люблю только одного себя, и то только когда хорошо высплюсь и сладко поем. От этой глубокой испорченности человек может избавиться только с Божией помощью, но не без приложения собственных усилий. Мы должны понимать, что все наши внешние беды - от состояния нашей души. Надо действительно начинать с себя, надо изменить себя, потому что зло живет в нас, таких "хороших и добрых".
- Батюшка, ясно, что без Бога спастись невозможно, но КАК спастись?
- Здесь я снова должен повторить: "Бог спасает нас не без нас". Переродиться должен человек. Вот пример - крестят детей, а потом об этом забывают. А ведь перерождение человека начинается с рождения его в Крещении в новую жизнь. Какую? Безгрешную, святую. Ту жизнь, которую вели святые. Они для нас образцы. Но первый образец - Господь наш Иисус Христос, образец безгрешности, праведности и святости.
Мы все призваны войти в Царствие Божие, в дом Отца Небесного, о котором апостол Павел пишет: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Какой путь к этому? Начало пути - в церковных Таинствах. Церковь - это место, где человек соединяется с Богом. Спасение возможно только через соединение с Богом, через приобретение богоподобных черт. Для этого необходимо делать добро, которое, увы, нам делать трудно. Замечательно сказал преподобный Симеон Новый Богослов: "Тщательное исполнение заповедей Христовых приводит человека к познанию собственной немощи". Только тогда человек начинает понимать, что сам он ничего не может, что ему нужен Спаситель, потому что даже самые добрые мои дела я тут же в себе разрушаю. Я горжусь, тщеславлюсь, завидую... Но когда я смиряюсь, тогда я начинаю искать Спасителя: "Господи, спаси меня!" Тогда я и молиться начинаю, тогда я с помощью Божией начинаю становиться человеком.
- Если говорить о спасении в глобальном смысле этого слова, как связано оно с таким событием, как Воскресение Христово?
- Конечно, любая теория должна подкрепляться какими-то свидетельствами. И такое свидетельство нашего спасения есть, оно дано во Христе. И говоря о человечестве, о том, как вообще было устроено наше спасение, от века Богом предусмотренное, мы вспоминаем, что Бог создал этот мир как Всемогущий и Всеведущий, и Он знал, что мы можем прийти в наше теперешнее состояние. И если из этого состояния нет никакого выхода, то получается, что Бог виноват. Но Бог этот выход предусмотрел. Он заключается в том, что Он Сам, точнее сказать, Второе Лицо Святой Троицы, стал Человеком. Господь Иисус Христос взял на Себя нашу испорченную грехом природу. Как гласит Символ веры: "Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося".
Почему мы говорим о Христе, что Он - Спаситель? Он спас нас, пострадав на кресте и потом воскреснув. Христос был истинным Человеком, таким же, как мы, только без греха. И взяв на Себя нашу природу, испорченную грехом, Он избавил ее от греха. Через что? Через Крест. Как поется в пасхальном тропаре: "Смертию смерть поправ". И спас в Себе всех людей. Христос дал нам возможность спастись, соединившись с Ним, избавиться от вечной муки, от вечного осуждения и смерти. Он - лекарство от нашей болезни. А свидетельством истинности этого, безусловно, является Его Воскресение.
О Воскресении Христа: святитель Николай Сербский "Одной благочестивой семье, которая спрашивает, как Воскрес Христос" Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|