Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг
В Евангелии говорится: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 29–30). Слово «воля» в первоначальном тексте отсутствует, а в русском переводе, как и в церковнославянском, вставлено для связности речи. И еще Господь говорит: Будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет (Лк. 21, 17–18). Так что не без ведома Божия падают птицы на землю и волосы с наших голов, не без смотрения Его и не без попечения Его о нас. Однако это не означает, что на это есть Его святая воля. Иначе зачем нам даны Его заповеди? Зачем мы молимся: «Да будет воля Твоя»? Почему апостол Павел говорит: Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2)?
Бог не сотворил смерти (Прем. 1, 13) и не творит зла, и не хочет, чтобы люди творили зло и через это погибали. Он сотворил человека по образу Своему и даровал ему свободную волю, чтобы тот свободно выбрал добро и достиг богоподобия и вечной жизни в Боге. Господь положил пределом для Своей воли свободу человека, оставляя в Своей власти внешние проявления этой человеческой свободной воли, уже по Своей воле ограничивая или расширяя сферу её применения. В этом и есть ответ на более общий вопрос, почему добрый Бог создал мир, в котором есть зло. Ответ ясен: мир, Им созданный, – добрый, и всё в нем хорошо весьма (Быт. 1, 31). Но те творения Божии, которые наделены свободой, могут употребить её как на добро, так и на зло. Поэтому в мире и существуют войны – массовое зло тех, кто их затевает, потому что человеческие души переполнены злобой, и она, в конце концов, выливается вовне таким страшным образом. Поэтому существуют и природные катаклизмы, хотя это и не так очевидно. Вакханалия бесовской злобы и помраченной злобой воли человеческой – вот причина всех наших бед. Попускаются же они премудрым Промыслом Божиим для того, чтобы грешные люди, увидев последствия своих деяний, покаялись и обратились от зла к добру. Это и есть воля Божия – творить добро даже из зла. И если мы внимательно посмотрим на нашу личную жизнь, то обязательно увидим именно так действующий Промысл, когда злые обстоятельства, с нами случающиеся, в конце концов приводили к добрым последствиям. Как тяжело и противно болеть, но как прекрасно выздоравливать!
А если катаклизмы приводят к смерти? Какое уж тут выздоровление! Конец, всему конец! Это обычное чувство и рассуждение людей неверующих, для которых жизнь ограничивается только настоящим земным бытием. Как Бог попускает гибель невинных людей, а главное – детей? А как же апостол Павел говорит: Закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом (Рим. 3, 19)? Дети… А как же Вифлеемские младенцы, убиенные воинами Ирода? И их родители, убитые вместе с ними? Что они претерпели? И что, главное, теперь с ними? Не отер ли Бог всякую слезу с очей их (Откр. 21, 4), не в неизреченной ли славе они теперь находятся – именно они, безвинно за Христа пострадавшие? А как же псалмопевец Давид говорит: Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие (Пс. 89, 15)? Будем о наших погибших телесно скорбеть временно, по нашему человеческому естеству, и вечно Бога благословлять, надеясь на Его бесконечную благость, по нашей вере.
Повторимся: не на всё воля Божия, а только на добро. И мы обращаемся к Господу Богу Вседержителю, чтобы Он избавил нас от всякого зла, «не ввел во искушение, но избавил нас от лукавого». Прося об этом, мы не лукавим, потому что не хотим, чтобы зло пришло в нашу жизнь, ибо мы всё время на пути, мы еще не достигли христианского звания, не говоря уже о совершенстве. Да, Господь сказал Своим ученикам: Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать (Лк. 12, 4). А мы разве можем их не бояться? Разве мы готовы к смерти и вечной жизни? Разве мы уже сделались Его друзьями? Нет, мы еще только на пути и довольно-таки далеки от цели.
Да, мы призваны к христианскому подвигу, должны любить своих врагов и, взяв на себя крест, идти за Христом. Но способны ли мы к такому подвигу? То, что мы делаем, крайне мало и ничтожно. Конечно, мы боимся смерти, конечно, мы не любим своих врагов. Конечно, свой крест мы не можем пронести дальше, чем на полстопы. Но всё-таки мы идем за Христом, всё-таки держимся за Него и за Его помощь, оставаясь крайне немощными и нуждаясь в тепличных условиях нашего созревания. Именно поэтому нам и нужны мирные условия нашей внешней жизни. Мы благодарим Бога за всё и желаем земного блага и себе, и нашим близким, и нашему народу, и нашей стране, даже и всему миру («о мире всего мира Господу помолимся!» – произносится на каждом богослужении), и просим об этом искренне и нелицемерно.
Протоиерей Аркадий Штейнберг,
настоятель Преображенского храма пос. Нудоль
О сострадании Автор: митрополит Сурожский Антоний Раз за разом мы читаем в Евангелии о том, как Господь сотворил чудо: исцелением ли души преобразив чью-то жизнь или исцелив, сделав целым тело и разум человека. И когда мы задаем себе вопрос: что побуждало Его на это, откуда Он черпал бесконечное терпение и силу на такие дела? - Евангелие отвечает нам всегда одним и тем же словом: сострадание.
Священнику К. о мировом кризисе Автор: Святитель Николай Сербский Когда говорилось разумное слово "суд", известна была и причина, по которой пришла беда. Известен был и Судья, допустивший беду; наконец, известна была и цель допущения беды. Как только стало употребляться слово "кризис" - никто не может объяснить, ни почему, ни от кого, ни для чего. Этим только и отличается нынешний кризис от кризиса, происходящего от засухи, наводнения, войны, мора, саранчи или других напастей.
Ты спрашиваешь меня о причине настоящего кризиса или теперешнего суда Божия?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|