Автор: протоиерей Борис Балашов
Лебедев Клавдий Васильевич. "Крещение киевлян"
Еще древние греческие историки констатировали тот факт, что не существовало ни одного народа, у которого бы не было религии.
Само слово "религия" происходит от латинского глагола, который означает восстановление разорванной связи. История религий ясно показывает, что люди всегда стремились к восстановлению разрушенной грехом связи с небесным миром. В наиболее древних религиях, сведения о которых сохранились в письменных источниках, ясно прослеживаются следы монотеизма - единобожия. В первую очередь это можно сказать о религиях древнего Египта и древней Индии, а также в древнейших формах религиозных воззрений греков и римлян. Однако постепенно древние языческие и естественные религии обрастали множеством мифов, которые шли вразрез с исторической памятью народов о Едином Боге, сотворившем мир.
Люди все более своим умом пытались осмыслять свою жизнь и смерть, свое назначение в этом мире и значение духовного мира для себя. Так возникали самые разнообразные формы религиозных представлений, которые становились слишком различными не только у разных народов, но и у родственных племен, говоривших на одном языке. Эти религиозные взгляды, рождавшиеся в человеческих умах, мы называем естественными или языческими, т.к. они имеют чисто земное происхождение, т.к. возникали силой человеческой фантазии.
Язычниками были и древние славянские племена, занимавшие большие территории Средней, Восточной и Южной Европы. Но поскольку религиозная мифология, имея схожие черты, все же значительно различалась в разных славянских племенах, им очень было трудно находить пути к объединению и образованию государств, которые были уже необходимы для выживания как экономического, так и политического.
Очень ясно необходимость религиозного объединения славянских племен понимал Великий Киевский князь Владимир. Он предпринимал усилия укрепить национальное язычество, ставил на славянских землях множество идолов и устраивал места для религиозного поклонения и жертвоприношений. Причем стали приноситься даже и человеческие жертвы.
Еще более ревностно пошли таким путем полабские (балтийские) славяне, которые были многочисленны и занимали большие пространства. Они пытались реформировать и укрепить национальное язычество, активно борясь с проповедью христианства, уничтожая храмы и монастыри. Но в своем стремлении хвататься за языческие корни они только перессорились друг с другом, ведя междоусобные войны. Им так и не удалось объединиться, т.к. не было единой крепкой основы, которая могла бы стать объединяющей силой. Итог их борьбы за отеческое язычество оказался плачевным - они почти все были уничтожены или ассимилированы. От них осталось несколько десятков тысяч лужицких сербов, проживающих в восточной части Германии. Только некоторые племена балтийских славян, поселившихся на псковских и новгородских землях, сохранили свое бытие, т.к. объединились с восточнославянскими племенами, а впоследствии на основе православной веры вошли в единый русский народ. Но это будет позднее.
В Киеве князь Владимир, пытаясь укреплять славянское язычество, заходил в тупик. Языческая религия древних славян был обращена исключительно к земной жизни. Боги были нужны для того, что-бы у них что-то попросить нужного для хозяйства или для войны. Эта религия не в состоянии была дать ответ на такие важные вопросы: зачем живет человек? Что такое смерть? Что с человеком будет после смерти? Какой смысл в жизни? - Только есть, пить, рожать, хоронить близких и умирать? И это все?
Владимир был умный и активный человек. В язычестве он вел разгульный образ жизни, но убедился, что всё, доступное ему, не дает никакого смысла человеческой жизни и оставляет в душе зияющую пустоту.
Начался мучительный поиск смысла жизни и истинной веры, поскольку Владимир после многих лет стараний возвысить язычество и укрепить его в народе пришел к выводу о бесплодности этого пути.
Русь общалась с разными народами и государствами. Великий князь пристально присматривался к религиям других народов и анализировал, что та или иная религия дает лично для человека, всего народа и государства. При этом далеко не надо было ходить, чтобы посмотреть плоды православной веры. И родная бабушка великого князя Ольга была христианкой. В столичном Киеве и некоторых других городах уже были православные храмы и были христиане из местного славянского населения. Их было мало, но они резко отличались от язычником образом жизни и какой-то внутренней тихой радостью. Было видно, что живя на земле, они жили чем-то еще и видели что-то за порогом смерти, чего не видел и не понимал князь Владимир.
В житии великого князя нашли отражение религиозные искания Владимира. Он интересовался верованиями мусульман, евреев, западных христиан. Но особенно тронули его душу беседы с проповедниками восточных христиан, присланных Константинопольских патриархом. Владимиру удалось понять величайшую Божию любовь, которая раскрылась в этом мире через Иисуса Христа, Его проповедь, страдания, Крестную смерть и Воскресение. Великий князь понял, что смысл жизни состоит в том, что-бы жить вечно. Но эта вечность человеческой личности зависит от того, как человек живет на земле. Спасает человека для вечной радости добродетельная жизнь по Божиим заповедям, открытым нам в Евангелии, а не богатство и высокое положение в обществе. Крещение же дает возможность стать родным Богу, усыновиться Ему по вере в Иисуса Христа.
Личный выбор был сделан, свое влияние оказал и пример его родной бабушки великой княгини Ольги. После этого он созывает своих бояр и старейшин, и рассказывает им о беседах с представителями разных религий. Особенно его поразили слова греческих проповедников: они "говорят, что наступит иной век и иная жизнь, и после смерти все люди воскреснут, и если кто что доброе в этом веке сделал, то в будущем будет радоваться, живя бессмертной жизнью, а грешники будут вечно мучиться".
Свой выбор князь сделал, но этот выбор должен стать и выбором его народа. Он посылает уважаемых и доверенных ему людей в разные страны: посмотрите, как там с Богом общаются, каково их богослужение? Каковы их взаимоотношения с Богом?
Русских послов потрясло православное богослужение в храме святой Софии в Константинополе, потрясло величием и духовной красотой. Уже много повидавшие послы ощутили в греческом православном богослужении отражение Небесной красоты, явную связь с миром небесным, добрым, светлым и красивым. Теперь был сделан не личный только выбор, а выбор и наиболее мудрых и уважаемых его помощников по управлению государством. Этот выбор предопределил более чем тысячелетнюю историю русских, украинцев, белорусов и многих других народов, живущих по соседству с нами. Искреннее принятие православной веры преобразили душу и жизнь великого князя Владимира и всего русского народа. Произошел расцвет культуры, искусства, образования в течение нескольких десятилетий. Культура Киевской Руси стала значительно выше народов Западной Европы за крайне короткий исторический период.
Христианизация восточных славян за редкими исключениями проводилась мирно и постепенно в течение трех столетий. На основе православной веры и православных духовных ценностей сложился русский народ, в состав которого вошли славянские, финские и иные племена, составив постепенно крепкое духовное и культурное единство русской нации, в которую фактически входили и многие иные народы с сохранением своего родного языка и своей культуры в христианизированном состоянии. И по сей день этот стержень православной веры и культуры объединяет с русским народом многие иные народы не только на великом пространстве Российского государства, но и за ее пределами. В это культурное пространство вошли и иные народы с сохранением иных религиозных верований и национально-культурных традиций.
Наследие святого князя Владимира сохранило цельность Великой России и ее тесные культурные связи с другими народами и странами, соединенные общей историей. Это религиозное и культурное наследие только и может быть основанием для крепости Российского государства и населяющих его народов.
Все попытки уничтожить или заменить фундамент культурообразующей православной религии в нашей стране неизбежно поведут к духовному разобщению людей и расколу страны. За примерами ходить далеко не надо.
Фото: artsait.ru
Равноапостольный князь Владимир Автор: митрополит Сурожский Антоний Сложная историческая личность, полная порывов зла, добра; человек, который, вдруг оказавшись христианином, сумел в этой полутьме переживаний и жизни оценить Евангелие как самое драгоценное, что может быть у человека, Христа – как единственного, Кому можно подчиниться до конца и служить, и который захотел дать эту драгоценность и этого Господа всему своему народу.
Православие как основа древнерусской исторической мысли Автор: священник Сергий Кулемзин Одним из наиболее значительных последствий Крещения Руси, значение которого сложно переоценить, стало зарождение национального исторического самосознания. Ярче всего это самосознание проявилось в первых памятниках древнерусской письменности – «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона и «Повести временных лет», явивших собой пример самобытной исторической мысли, в основу которой легло православие.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|