Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Корабль. 5-я неделя Великого поста
Очень много лет назад в Александрийском порту готовился к отплытию корабль. Он направлялся в Иерусалим, пассажирами же его были паломники-христиане, желавшие поклониться Страстям Господним и приложиться к Животворящему Древу Креста Христова, который тогда находился в Святом Городе. Перед самым отплытием к благочестивым паломникам присоединилась женщина, которую знали многие. Это была известная блудница по имени Мария.
Как позже рассказывала сама женщина, ее привлекла возможность предаваться разврату в течение морского путешествия в кругу такого множества мужчин. Денег на проезд у Марии не было, но, когда она сказала, что может оплатить дорогу "иным образом", моряки, посмеявшись, взяли ее на корабль. Позже, когда, покаявшись, Мария стала отшельницей египетской пустыни, достигла величайшей чистоты и святости, она с ужасом удивлялась, как море выдержало тот блуд, который творила она во время путешествия. Не было ни одного юноши или мужчины, которого бы она не совратила, и не было предела беспутству до самого конца пути.
А затем произошло чудо. Грешница, войдя в Иерусалимский храм, осознала всю бездну своего падения и вышла из церкви с твердой решимостью начать новую жизнь. Многие годы, проведенные в уединении в египетской пустыне, прошли в посте, молитве, борьбе с плотскими желаниями, и, наконец, она обрела ту свободу духа, чистоту и красоту, к которой призван каждый из нас, да мало кто достигает.
О подвиге Марии Египетской Православная Церковь вспоминает каждый год в пятое воскресенье Великого поста. Нельзя не восхищаться настойчивостью и силой воли подвижницы, не радоваться тому, что ни для одного грешника не закрыта возможность обновления, а значит и нам, пока живы, не закрыт путь к совершенству. Но мне в эти дни хочется поговорить еще и о другом - о том, что было до обращения: о злополучном плавании, о котором с таким стыдом вспоминала Мария и которым завершилась ее греховная жизнь. И даже не о самой Марии, а о тех пассажирах, с которыми она грешила.
Пассажиры, напомним, были не случайные, а благочестивые, и плыли-то они не по делам, и не отдыхать, и не развлекаться, а молиться Богу в самом святом месте на Земле - в Иерусалиме. Они направлялись принять участие в празднике Воздвижения Креста - того Креста, на котором были омыты Кровью Христовой грехи мира, грехи каждого из нас.
А разве Церковь нашу не сравниваем мы с кораблем, и разве не в Иерусалим (духовный Иерусалим!) держит этот корабль свой курс?
А если так, то не является ли тот корабль, на котором плыла Мария, образом корабля нашего? И мы, члены Церкви Христовой, не похожи ли в чем-то на тех паломников, которым известна была цель путешествия, но это не мешало им дорогой делать то, что они делали?
Многие, вероятно, презирали Марию, считали себя настоящими христианами, а на свою попутчицу смотрели как на исчадие диавола. И никто из этих "христиан" не мог помыслить, что среди них - величайшая святая. Впадая с нею в грех, они, возможно, во всем винили ее, а о себе рассуждали так: "Да, мы немощны. Но мы, когда приплывем, покаемся, и милосердный Господь, зная нашу немощь, простит нас". И если бы их спросили, а возможно ли покаяние и обращение для Марии, едва ли кто-нибудь ответил бы утвердительно: "Подобные ей погибли окончательно и безвозвратно".
Вот такой был корабль, такое путешествие, такие паломники. А я не могу вновь и вновь не думать: о нас это все, наш это корабль, и паломники эти - мы, если не все, то многие.
Зная, куда ведет дорога, что мы делаем по дороге! Невозможно представить, чтобы блудный сын, возвращаясь к отцу, продолжал по пути грешить. Мы тоже, вроде бы, возвращаемся, но как возвращаемся! И утешение у нас готово: "Бог милостив, Сам знает нашу немощь". И еще - среди нас всегда есть своя "мария", та или тот, кто представляется нам в тысячу раз грешнее нас: "Вот им-то нет прощения точно". И когда Господь говорил, что "мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (Мф. 21, 31), не нам ли Он это говорил?
Корабль наш плывет во Святую Землю. Чем бы мы на нем ни занимались, как бы себя ни вели, он не изменит курса. Ничто не сможет отменить той встречи, которой завершается любая человеческая жизнь. И наша надежда на милосердие Божие не напрасна, но милосердие это действенно только там, где есть искреннее, глубокое покаяние, подлинное обращение. Есть ли оно в нас?
Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!
Об особенностях поста применительно к детях см. статью Нужно ли поститься детям? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|