Автор: Наталия Гусева
В сотый раз убеждаюсь, что Евангелие - это книга книг, на все времена, вне зависимости от социального строя, интеллекта людского и прочей временной дребедени, которая из года в год, не говоря уж, что и из века в век, меняется как ртутная капля на неровной поверхности…
Часто слышу во время беседы с людьми в больнице: "Как можно верить в то, что нельзя посмотреть-пощупать?" И сразу всплывают в памяти слова Христа: Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).
Две тысячи лет слышат христиане эти слова: "Докажите, покажите - тогда поверим". И хочется спросить: "А дорого ли будет стоить ваша вера, подкрепленная доказательствами?" Почему-то в математике никто не спорит с понятием аксиомы, а принять такую же "аксиому" в духовной жизни не хватает смелости.
Вот уже много лет благодаря ТВ и интернету можно видеть чудо из чудес - схождение Благодатного огня на Гроб Господень. Кажется, ну, вот тебе доказательство, веруй! Ан нет. Слышишь в ответ: "Да что вы, сейчас такие технологические хитрости придуманы - что хочешь можно выдать за чудо Благодатного огня". Честно говоря, раньше спорила до белого каления. Теперь не позволяю втянуть себя в эту пустословную дискуссию, потому что если уж ты не хочешь верить, то тебя не убедит никакое чудо. А если хочешь - тебе и чуда никакого не надо.
Мне кажется, вера бывает как бы двух "видов": вера от видения и вера от ведения. Разница в одной буковке, а какой разный смысл! Ты увидел глазами - уверовал. Это вера от видения. Ты увидел душой и уверовал - это вера от ведения.
Господь в Евангелии ставит ведение выше видения. Признавая и ту, и другую веру, Он говорит апостолу Фоме: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Увидеть глазами - это "физика", "безусловный рефлекс", сродни современным отношениям, которые принято сейчас называть любовью: увидел-понравилась-сошлись-надоела-разошлись. По внешним фактам вроде бы все атрибуты любви есть, а самой любви-то и нет. А увидеть душой - это "космос". Это то, что называют любовью, озарением, ошеломлением, когда в принципе непонятно всем окружающим: что он в ней нашел? А дело в том, что они смотрят физическими глазами, а он - духовными очами, и неважно, как она будет выглядеть через ...дцать лет: для физического зрения она останется неизменной.
Так и вера во Христа: увидел чудо - уверовал, увидел другое "чудо" (коими, к примеру, богата та же секта пятидесятников) - "переуверовал". А вот если увидела Христа твоя душа, тут уж - Любовь, Надежда и Вера. Именно так, с большой буквы! Уж сколько чудес явил Христос в Своей земной жизни - и самому миру не вместить об этом написанных книг (Ин. 21, 25). И что в "сухом остатке" человеческой неблагодарности? - "Распни Его!"
Когда апостолы, преподобные, мученики начинали видеть Христа душой, им уже не страшны были ни пытки, ни лишения, ни казни. Конечно, чтобы увидеть Христа душой, одного нашего человеческого желания недостаточно, надо еще Божие произволение. Но ведь и желания-то этого чаще всего нет. Есть что-то сравнимое с желанием ребенка, пришедшего в цирк: посмотреть на невидаль с разинутым ртом. А уж идти ради того, кто это чудо совершает, на лишения, на смерть - позвольте-увольте, нам бы что покомфортнее.
Помню, как-то в начале своей церковной жизни я мечтала стать свидетельницей какого-нибудь чуда. Но очень быстро это прошло. Во-первых, потому что чудом был сам мой приход к Богу; во-вторых, потому что научилась видеть "глазами души" чудеса Божии, щедро разлитые в повседневной жизни; а в-третьих, потому что, честно говоря, испугалась - испугалась неправильно отреагировать, оскорбить Бога, унизить Его величие до исполнения желаний на потребу. Как в спасательный круг, вцепилась я тогда в слова блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29) и с тех пор стараюсь их не отпускать в плавании по волнам житейского моря.
Н. Гусева,
старшая сестра
Православного сестричества
при Санкт-Петербургской 15-й городской больнице
Фото: www.obraz.org
О вере и неверии Автор: святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) Все святые апостолы далеко не сразу и с большим трудом поверили в то, что их Учитель, Господь Иисус Христос, воскрес из мертвых. Даже им, видевшим не раз, как Он воскрешал мертвых, нелегко было поверить в то, что мертвец, недвижимый и бездыханный, в котором нет ни мысли, ни чувств, может сам себя воскресить. Это гораздо более непонятно, чем великое чудо воскрешения дочери Иаира или сына наинской вдовы.
Господь мой и Бог мой! Автор: Протоиерей Борис Балашов Кажется странным, что Фома, который был готов умереть со Христом, когда Спаситель шел в Иудею, чтобы воскресить Лазаря, не верит своим верным друзьям, которые ему говорят, что видели Воскресшего Господа. Почему же он им не верит?
Как он мог поверить, что Воскрес Христос, когда единственное свидетельство о Его Воскресении было в том, что эти ученики ликуют, радуются - и, однако, остаются теми же самыми людьми, не изменившимися, ничем не отличающимися от тех, какими они были раньше?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|