Автор: Ирина Филиппова
- О. Александр, начался Великий Пост. Большинство православных христиан знают, зачем и для чего они постятся. Люди же, окружающие верующих, обычно не понимают смысла и значения поста. Одни вообще считают его ненужным "изобретением", другие относятся к нему как к некой диете, очищению организма. Что же такое, на самом деле, пост, а точнее - Великий пост, в чем его смысл?
- Объяснить человеку внецерковному, что такое пост, очень трудно, потому что пост проходит внутри Церкви. И когда человек приходит в Православие, то по мере своего духовного "взросления" он получает ответы. Во-первых, он узнает, что христиане постятся по примеру Христа, который постился 40 дней в пустыне и был там искушаем диаволом. Причем пост в иудейской традиции, совершаемый Господом, - это очень тяжелый пост. Во время его не положено было вкушать пищи вообще никакой, а по некоторым сведениям, в течение определенного времени не положено было и пить. Спаситель постился так 40 дней. Для нас, конечно, повторить пост Христа не представляется возможным. Хотя многие святые древности и русские святые - Сергий Радонежский, Серафим Саровский, оптинские старцы - очень много постились, иногда долго не вкушая никакой пищи. Такой пост обычным людям вынести очень тяжело.
Но монахи, например, постятся всю свою жизнь - не едят мяса. Святые отцы объясняют, для чего это нужно. В первую очередь, это борьба со страстями. Оказывается, страсти коренятся в человеческом теле, и они очень тесно связаны с естественными потребностями человека. Вот, казалось бы, пища. Один человек каждый день кушает в ресторане, другой любит изыски домашней кухни, третий скудно питается в монастыре, при этом имея немалые физические труды. Казалось бы, такой же человеческий организм, а почему-то один может себя ущемлять, а другой не представляет себе жизни без обилия пищи. Причем эта обильность выражается не в количестве, а именно в качестве пищи: изысканность, утонченность вкуса, гурманство - итальянская кухня, французская, китайская. И вот они ходят из ресторана в ресторан... Для православного христианина это неприемлемо. Почему? Потому что такая жизнь пуста. Она совершенно не приносит никаких плодов для вечности и для духовной жизни. Представляете, человек всю жизнь только и думает: что он поест, как он поест, где он поест. Меня, например, мои духовные наставники учили, что кушать надо бесстрастно (не смакуя) и только с той целью, чтобы удовлетворить свои естественные потребности.
Конечно, в пост ограничение в пище - важная составляющая, но не главная. Пост - это училище благочестия. В XIX веке русские люди очень строго постились: отказывались от удовольствий, театра, ни к кому не ходили в гости. Конечно, сейчас количество удовольствий возросло во много раз. И православный человек хотя бы во время поста должен отказаться от них, потому что все это не полезно для души, для ее Вечной Жизни
Более того, все это мешает. Представим себе такую ситуацию - человек постился, не смотрел телевизор, не ходил в гости, не пил спиртное. И вот наступает Пасха, он разговляется. И не просто яичко кушает или пасху творожную, а по полной программе - телевизор со всеми вытекающими из него развлекательными программами и т. д., и т. п. Научился такой человек чему-нибудь? Вряд ли.
- Пост называют еще днями очищения. Что под этим подразумевается?
- Естественно, не очищение организма. Известно, что постятся, например, буддийские монахи, йоги, мусульмане и другие. Недавно где-то в Тибете нашли одного ламу: он находится в трансе, не ест пищу на протяжении нескольких месяцев, при этом организм функционирует, сердце бьется. И что это? Разве это пост? По большому счету, это вообще богохульство, потому что все это делается во славу свою: вот какой я, я достиг или достигну полного совершенства… Такой подход основан на страшной гордости, а гордыня, с позиции Православия, - мать всех грехов. Такой пост (а если точнее - такое воздержание) никакой духовной пользы не приносит. И если человек во время Великого поста очищает свой организм, тело свое он, может быть, и очистит, а вот душу - вряд ли. Об этом можно найти истории в житиях святых. Например, преподобному Антонию Великому явился как-то диавол и говорит: "Ты постишься, я вообще не ем; ты мало спишь, а я вообще никогда не сплю. Единственное, чем ты меня превосходишь, - это смирением". Вот вам и критерий.
Но на самом деле, воздержание физическое для постящегося человека - не главное. К сожалению, многие православные, впрочем, как и все люди, больны такой болезнью как фарисейство. Они готовы исполнять какие-то внешние действия, готовы утруждать себя и свою плоть, стараются ограничивать себя в пище, в других каких-то вещах. И, вроде бы, все замечательно, но при этом нет главного - любви ко Христу. Возьмем, например, влюбленных людей. Первый этап их взаимоотношений очень восторженный. Они готовы не есть, не пить, не спать, и все время думают о своей возлюбленной или возлюбленном. Так же и отношения с Богом. Пост лишь тогда будет настоящим, когда у человека есть любовь ко Христу, мысль о Христе, память о Нем, и, соответственно, благодарность, любовь, потому что Христос-то нас любит. Вот эту любовь надо в себе воспитывать, не выжимать насильно, а воспитывать.
- Почему в Уставах Православной Церкви строгость поста одна, а на практике - другая?
- Это снисхождение к немощам человеческим, которое и в древних уставах тоже существует. Человек болеет - может ослабить пост, человеку с тяжелым физическим трудом тоже пост ослабляется, но только в пище, ни в чем остальном. Апостол Павел вообще говорил, что пища, сама по себе, не приближает и не удаляет от Бога.
- Меняется ли как-то богослужебная жизнь Церкви Великим постом?
- Во время Великого поста происходят большие изменения. Привычная для всех Литургия совершается только в субботу и воскресенье. В среду и пятницу служится совершенно другое богослужение, великопостное - Литургия Преждеосвященных Даров. А в остальные дни вообще Литургии не совершается. Таким образом, даже в богослужебной жизни Церкви чувствуется воздержание. Всем постящимся хочется посоветовать ходить по мере возможности на службы. На первой неделе Великого поста читается Покаянный Канон Андрея Критского, который целиком читается также и на пятой неделе, в день стояния Марии Египетской. После Вербного воскресенья наступает особый пост Страстной седмицы. Он еще более строгий во всех отношениях. И хотя бы в эту неделю поститься надо всем, кто считает себя православным, опять-таки по мере сил и возможностей.
Фото: Татьяна Балашова
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|