Автор: протоиерей Игорь Гагарин
Когда человек тяжело болен, случается иногда такой страшный миг: врач выходит к родным и тихо, чтобы больной не слышал, говорит: "Надежды нет. Спасти невозможно. Медицина бессильна. Готовьтесь к самому худшему". Но как бы ни была мучительна и неизлечима болезнь тела, она не может помешать вечной жизни, вечной радости в Царстве Небесном. Порой даже, напротив, именно болезнь и пробуждает в душе те силы, которые делают ее достойной Вечности.
Есть другая болезнь - грех. Иногда он поражает человека настолько, что неизлечимость и обреченность больного очевидны для всех. И, самое ужасное, что финал этой болезни куда страшнее, чем смерть тела. То, что начнется с бессмертной душой таких больных после ее выхода из тела, страшнее всего, что мы можем только помыслить. Именно о таких случаях Господь предостерегает всех нас: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10, 28).
Бывает, что врач приговорит телесно больного к смерти, а родные и сам больной не верят и протестуют. С безнадежно впавшими в смертные грехи часто бывает все ясно и без врача - и больному, и окружающим. "Погибший человек", - говорят о таком одни с болью, другие с осуждением, третьи со злорадством.
Об одной такой "неизлечимой", "безнадежно погибшей" вспоминает Православная Церковь сегодня. Эту женщину звали Мария. С юных, почти детских, лет она была одержима похотью, жаждой плотских наслаждений. Все мы в той или иной мере поражены этим грехом: кто делом, кто словом, кто мыслью или потаенными чувствами. Кто-то борется - более или менее успешно, кто-то, не сопротивляясь, следует своим желаниям, иногда осуждая, а иногда и оправдывая себя.
Мария Египетская, будучи натурой сильной и цельной, отдалась этому пороку целиком и без остатка. Много лет она жила лишь для наслаждений, распаляясь с годами все больше и больше и не видя в жизни никакого иного смысла. Если бы знавших ее жителей Александрии (как благочестивых, так и тех, кто пользовался ее "услугами") кто-то спросил: возможно ли ей спастись от вечной погибели? - едва ли хоть кто-нибудь эту возможность подтвердил. А если бы им сказали, что эта женщина не только спасется, но станет одной из величайших святых, почитаемых Церковью, - это сочли бы безумием.
Однако Небесный Врач может то, чего не могут врачи земные. О неизлечимых больных телом врач может сказать: "Надежды нет", вопреки протестам родных и близких и самого больного, не желающих оставлять надежду. В погрязшем в пороках человеке может отчаяться весь мир, а Врач Небесный продолжает верить в него, надеяться на его обращение и исцеление.
Обращение и исцеление... Это не одно и то же. Сейчас иностранные проповедники призывают в клубах, на стадионах, приходя в наши квартиры: "Обратитесь ко Господу - и вы спасены. Примите Христа в сердце, и Он примет вас в Свое Царство". Православная Церковь смотрит на вещи не так просто. Обращение - начало исцеления, оно делает спасение возможным, но еще не совершившемся. Впереди - долгая, мучительная работа. Грех растлил дух, душу и тело. Обращение - поворот духа от тьмы к Свету, полная переоценка ценностей, желание уйти от греха к Богу, к Истине, к Святости и Чистоте. И в тот момент, когда принято решение, когда новая дорога ясна, кажется, что так легко и радостно теперь будет идти по ней. Но если наш дух что-то решил, это вовсе не значит, что душа и тело с ним тотчас же и согласились. И если воля и совесть протестуют против греха, то тело и душа часто жаждут его с еще большим вожделением, чем раньше. За обращением следует борьба. И такой борьбой является вся жизнь любого настоящего христианина.
Мария Египетская, оказавшись в Иерусалиме в День Воздвижения Честного Животворящего Креста, имела грозное знамение. Она не смогла войти в храм, задержанная некоей Невидимой Силой. И женщина поняла, что это за Сила. Поняла, во-первых, что Бог действительно есть; во-вторых, что ей, ТАКОЙ, рядом с Ним места нет.
Этот день стал поворотом в ее жизни. Сначала была мольба о прощении и решимость начать жизнь иную. Прощение Мария получила, но на этом не остановилась. Она знала, что покаяние - гораздо больше, чем мольба о прощении и получение его. Покаяние - это полная перемена сознания и очищение, восстановление, преображение всего человеческого существа: духа, души и тела. Одно дело - осознать греховность и гибельность похоти, другое - отучить от нее душу и тело.
Мария уходит в пустыню, которая становится полем боя в непрерывной войне за чистоту, целомудрие и святость. И первые 17 лет эта борьба была мучительной, думалось, безнадежной. Душа и плоть требовали того, к чему так привыкли и без чего, казалось, не могли. И лишь через 17 лет Мария ощутила освобождение. Остальные годы были уже не очищением и восстановлением, а возрастанием, восхождением к богоподобному совершенству.
"Преподобная мати Марие, моли Бога о нас", - поет Церковь в это воскресенье. Моли Бога о том, чтобы мы не отчаивались в своем спасении и спасении наших близких. Чтобы мы понимали, что в той больнице, где врачует Бог, неизлечимых больных нет; что Бог верит в нас больше, чем верим в себя мы сами; что Бог надеется на тех, кто в наших глазах безнадежен; что любой из нас может быть не только прощен, но может стать другом Божиим.
Будем помнить и о бесконечном милосердии Христовом и о том подвиге, к которому мы призваны, чтобы это милосердие не осталось бесплодным. Никакое спасение, никакое совершенствование невозможны без Бога. Но и Бог не будет делать за нас то, что должны сделать мы сами. Аминь.
Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченского храма
с. Ивановское Московской области
Фото: www.icon-art.info
Мария Египетская Автор: Протоиерей Борис Балашов Кто же может грехи человеческие прощать, кроме Бога? Кто может душу человеческую излечить, кроме Бога? Это сейчас люди, потерявшие разум, идут к экстрасенсам, колдунам и прочим, и превращаются в шизофреников, психопатов, больных людей. А потом: "Ах, ах! Мы ходим к бабушке, которая молится, а теперь у меня сын умирает (или лежит больной)". И никто не виноват: пошла против воли Божией - и получила, что заслужила.
Путь Марии Египетской Автор: Протоиерей Игорь Гагарин Мария была цельной натурой. Конечно, это совсем не та цельность, которой стоит подражать, но не она ли сделала возможным и то обращение, которое произошло в Иерусалиме, и ту святость, ту чистоту, которые она стяжала подвигом покаяния?
В день праздника Мария не смогла войти в храм: Неведомая Сила не впускала ее. Что это было - Гнев Божий или Любовь Божия?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|