Автор: Ирина Филиппова
Наверное, каждому христианину известна молитва Господня "Отче наш". Ее дал нам Сам Спаситель. В этой молитве есть слова: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь". Так мы просим Бога не оставить нас без пищи, подразумевая здесь не только духовную пищу, но и материальную составляющую, без которой человек не может существовать.
Н.П. Богданов-Бельский. "Новые хозяева"
Христианство сформировало на Руси не только государственность и национальную культуру, но и множество бытовых традиций, связанных с православным мировоззрением, в том числе, конечно, и с трапезой. В русских семьях веками формировались не только национальная кухня, но и культура приема пищи, соответствующие правила поведения. В современном обществе, к сожалению, многие традиции "канули в лету". Люди привыкли есть "на ходу", в спешке. Семейные обеды стали, скорее, исключением, чем правилом. И в ближайших публикациях мы решили поговорить о том, как нужно правильно относиться к еде и насколько важно соблюдать традиции, заложенные нашими предками.
И. Филиппова
Беседа с настоятелем Успенского храма г. Клина протоиереем Александром Горовским
- За масленичной неделей идет Великий пост - в русском народе эти события традиционно связываются с особенностями трапезы. На Ваш взгляд, насколько важно соблюдать эти традиции, нужно ли возрождать те из них, которые были забыты?
- Я не открою Америки, если скажу, что образцом для жизни каждого православного христианина являются монастыри, а в пользу совместных трапез говорит и архитектура храмов, которые состоят из трех частей: алтаря, центральной части и трапезной. До сих пор в некоторых монастырях в трапезной части стоят столы и скамьи, и люди после богослужения принимают здесь пищу. Традиция общей трапезы после службы восходит к самым первым векам христианства. Точно так же и в семье домочадцы собираются за трапезой и обсуждают насущные вопросы, проблемы. И как во главе монастыря стоит игумен, так и во главе семьи стоит отец. Остальные (в идеале) находятся у него в послушании. Поэтому за столом центральное место занимает глава семьи, и к этому все относятся с уважением. И такое отношение должно быть не пустым обрядом, а духовной необходимостью: ну как я буду кушать, если отец, который трудится, обеспечивает семью, еще не ел. Или как я могу залезть в холодильник и съесть что-то вкусненькое, если мои мама, братья и сестры этого не ели? Разве это по-христиански? Здесь любовь диктует свои законы.
- В современном обществе стало принято перенимать чужие для нас традиции - с Запада приходят новые праздники, люди начинают увлекаться восточной культурой, в которой много внимания уделяется обрядам, в том числе и в еде. Насколько опасны такие увлечения?
- Все это ложь, чушь и бред. Возьмем, например, фэн-шуй. Ну как наша жизнь может зависеть от расстановки мебели? Мы обращаемся к Богу, а не к мебели, от Бога ищем помощи и благословения.
Сегодня наше общество настроено на быстрое, моментальное удовлетворение человеческих страстей. Посмотрите на западное протестантское общество. Там в церковь уже можно въехать на машине, помолиться, не выходя из нее, и ехать дальше по своим делам. В католических соборах стоят скамьи, на которых можно посидеть нога на ногу, "помедитировать". Так же и в еде - все ради удовольствия. Поэтому те, кто увлекается фаст-фудом, бегает из ресторана в ресторан, вредят чревоугодием не только своему здоровью, но и своей душе. То же самое можно сказать и о любителях китайских чайных церемоний с их благоговейным отношением к чаю. Нам все это чуждо, потому что православное понимание традиций основано не на каких-то внешних обстоятельствах, а на внутреннем движении души человека, которое опирается на такие понятия как любовь, семья, дружба, смирение, послушание.
- Каким тогда должно быть правильное отношение к еде и как нужно принимать пищу?
- В монастырях монахи, когда готовят пищу, всегда молятся. Недаром паломники говорят о том, как вкусна монастырская трапеза. Казалось бы, чего там вкусного - щи да каша? А все потому, что во время приготовления пищи идет молитва и Господь благословляет этот труд.
Так и в семье, когда готовишь, нужно молиться, а не болтать, браниться, осуждать и т.д. Перед приемом пищи мы все читаем молитву "Отче наш", в которой просим Господа не только дать нам пищу, но и благословить всю нашу жизнь. Церковь против любой страстности. Пищу следует принимать без суеты, но и не смакуя. В тоже время к ней нужно относиться как к Божьему дару. Помню, когда я служил в армии, для меня всегда было шоком отношение русских солдат к хлебу. Они могли просто выбросить его, и он валялся на земле. Но никогда ни один узбек, таджик, дагестанец или чеченец не пройдет мимо валяющегося куска хлеба. Он всегда поднимет его и положит на возвышение. И это правильное отношение к пище. А у нас сейчас зачастую еда тухнет в холодильниках, хлеб плесневеет, и мы выбрасываем испорченные продукты в мусор. Видимо, современному человеку нужно испытать голод, чтобы оценить Божию заботу о нас.
Беседовала И. Филиппова
Пост Автор: Протоиерей Борис Балашов Известно, что в разных религиях и у разных народов существует пост как воздержание от какой-либо пищи или полное воздержание от еды. Не является в этом отношении исключением и христианство. Однако уже два тысячелетия своей земной истории Православная Церковь утверждает, что христианский пост отнюдь не является только воздержанием в пище.
Весна души и время покаяния Автор: Ирина Филиппова О тех вопросах, которые встают перед каждым человеком, начинающим поститься и задумываться о духовной жизни своей души.
Беседа со священником Владимиром Калуцким, настоятелем храма Архангела Михаила с. Поджигородово.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|