Автор: Михаил Молотников
Время поста, особенно Великого, называют "весной души". Почему "весной"? Как в природе в это время всё оживает, поет и радуется, так и душа человеческая, оживленная благодатью Божией, начинает петь и радоваться. Но если климатическая весна охватывает всю природу, то весна духовная - только тех, кто ищет Бога, идет Ему навстречу.
Великий пост - особое время, когда благодать Божия, кажется, густо "висит в воздухе", ее можно "черпать ложкой". Но чтобы зачерпнуть и напитаться, надо "поработать" Тому, Кто является ее Источником. Как поработать? Соблюдать диету? - Нет. Надо постараться жить, как велит Господь. Одна из Его заповедей звучит так: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14-15). Вот об этой заповеди мы и поговорим.
Однажды Христос рассказал Своим ученикам такую притчу.
Один человек, иносказательно именуемый рабом, задолжал правителю страны огромную сумму - 10 тысяч талантов (в пересчете на наши деньги - около 100 млрд. руб.; талант - это 26 кг серебра. - Прим. авт.) и, поскольку не имел, чем заплатить, то государь… приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев (т.е. 1/60 часть таланта; динарий - обычная дневная плата солдата или рабочего-поденщика во времена земной жизни Христа. - Прим. авт.), и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 25-35).
Эта притча адресована каждому из нас. Это мы задолжали Богу 10000 талантов, потому что истратили все (или почти все) Его дары - ум, чувства, волю, любовь, чистоту, красоту души, да и вообще всю свою жизнь - не для Него, не во имя Его, а на пустое, мелкое, греховное. Но, в отличие от немилосердного должника из притчи, мы не осознаем истинной величины своего "долга" и в душе своей уверены, что грехи наши "тянут" всего на несколько динариев, ведь мы считаем себя, в общем-то, хорошими людьми. Конечно, грешим иногда, а кто без греха? В церковь иногда ходим, молимся, каемся, причащаемся, даже делаем добрые дела. Да мы лучше чуть ли не всех окружающих! За такую нашу жизнь Господь просто обязан спасти нас и посадить на почетное место в Своем Царстве! А вот наши обидчики должны нам не 100 динариев, а никак не меньше 10000 талантов - их обиды приносят нам порой просто невыносимые страдания!
Истинное же положение дел прямо противоположно нашим ощущениям - наши души тяжело больны грехом. Мы грешим ежеминутно - если не делами, то словами; если не словами, то желаниями; если не желаниями, то мыслями; вольно и невольно, осознанно и неосознанно. Нам заповедано любить Бога и людей совершенной, жертвенной любовью, не иметь ни на кого никакого зла. Имеем ли мы такую любовь? В таинстве Крещения мы (или за нас наши восприемники) отрицались от сатаны и всех дел его и обещали Богу жить по-христиански, по воле Божией. Исполняем ли мы это обещание? Согрешив, должны были каяться и исправляться. Всегда ли мы каялись и исправлялись? Вот и скопилось у нас 10000 "талантов" долга - невыполненных "обязательств" перед Богом. Но при этом в бескрайнем море наших грехов мы видим только самые грубые, потому что находимся в состоянии окамененного нечувствия, духовной слепоты. Совесть наша молчит, мы заглушили ее осознанным или неосознанным противлением воле Божией.
А как мы относимся к тем своим грехам, которые все-таки сознаем? Скорее, равнодушно. Мы не торопимся от них избавиться. Во-первых, некоторые из них очень даже приятны, а во-вторых, мы уже привыкли жить в атмосфере греха. Диаволу же, который тащит нас на аркане наших страстей в преисподнюю, только того и нужно, чтобы мы не замечали, не ощущали своих грехов или лишь признавали их наличие, не переживая грех как трагедию, как причину гибели души. Ведь тому, кто не видит себя погибающим, и Спаситель не нужен. Равнодушно взирая на верхнюю часть айсберга своей греховности, мы, как должно, не каемся и не исправляемся, не боремся с грехом и не просим Господа о помощи. И обидчиков своих мы не можем простить от сердца, до конца - мы злопамятны.
Но как осознать свою греховность, осознать не только умом, но прочувствовать ее всем своим существом? Для этого нужно жить церковной жизнью с ее благодатными таинствами и читать, вдумчиво читать Евангелие с толкованием учителей Церкви, изучать его как науку из наук - ведь это Сам Господь обращается к нам со Своим Божественным словом, полным истины и благодати. И сравнивать, сверять свои дела, слова, чувства и мысли с заповедями Божиими, в первую очередь с заповедью о любви к Богу и людям, и всеми силами, прося помощи Божией, стараться эти заповеди исполнять. Получаться будет далеко не всегда и не во всем, но здесь важно само наше старание, стремление, решимость. И чем дальше, тем более грешным будет ощущать себя человек, ставший на путь духовного подвига. Почему? Потому что в душу, устремленную к Богу, начинает проникать свет Божией благодати и разгонять тьму, высвечивая накопившуюся греховную грязь и раны, нанесенные грехом. Этот свет, по мере трудов человека, будет усиливаться и всё больше открывать ему, что надлежит очистить и излечить. На пути этого духовного делания слова молитвы преподобного Макария Великого: "Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже сотворих благое (потому что ничего доброго я не сотворил. - Прим. авт.) пред Тобою, но избави мя от лукаваго…", - уже не будут казаться самоуничижительной метафорой великого святого. И молитвы "Господи, помилуй!" и "Боже, милостив буди мне, грешному" перестанут быть привычным бормотанием, а сделаются слезным прошением, молитвенным плачем. И в то же время прикладывающий усилия жить по Божиим заповедям ощутит близость Господа как некое блаженство, высочайшее счастье, потому что Божественная благодать не только высвечивает грехи, но и очищает и веселит душу. И приходит уверенность: любовь Божия к нам сильнее всего, Отец Небесный - сильный и любящий - всегда рядом.
М. Молотников
Фото: Галина Акулова
Борьба со страстями Автор: Протоиерей Борис Балашов Когда люди так усердно постятся, но забывают о покаянии, доброделании, духовном воздержании, к середине поста они уже "кусаются", с ними почти невозможно общаться. А к концу поста, к Страстной неделе, к ним и подойти страшно.
Кому нужен такой пост?
Притча о талантах Автор: митрополит Сурожский Антоний Прочитанная сегодня притча о талантах - одно из целого ряда пророческих предупреждений и притчевых сказаний Христа о грядущем Суде. Если прочесть 24-ю и 25-ю главы Евангелия от Матфея, откуда и взята сегодняшняя притча, то мы видим, что Спаситель предупреждает нас о трех основных опасностях, которые могут привести нас к суду неготовыми.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|