Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста - дни всеобщего поминовения всех "в надежде воскресения и жизни вечной" усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних как самих себя, и в молитвенной памяти об усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, свою помощь.
В дни Великого поста обязанностями каждого истинно верующего человека являются благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одно из таких деяний, наиболее важное для нас, - поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.
Причина установления Родительских суббот - в том подвиге, в котором пребывают христиане. Если, по учению святого апостола Павла, без любви я ничто, то, значит, и сам подвиг поста, не сопровождаемый истинною взаимной любовью, теряет свое значение, постящиеся не достигнут цели, добродетель потеряет свою силу. Потому Церковь и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь.
Пред вступлением в подвиг поста Церковь пригласила всех своих членов, пребывающих на земле, показать на самом деле, что они пребывают в неразрывном союзе любви и в общении с членами ее, пребывающими в загробном мире, - и со Святыми, и с несовершенными усопшими. Так же и теперь, при продолжении подвига поста, и для показания, что мы не отступаем нисколько от заповеди основателя нашей Церкви Иисуса Христа: "любить друг друга", - Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели.
Другая причина основания суббот - та, что в эти дни поста, кроме суббот и воскресений, нет Литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при Литургии. А потому взамен Литургии Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже названия Родительских, и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.
Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих усопших, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.
Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, не будучи достойным рая, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, человек может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там, за гробом, он лишен этой возможности.
А подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто-то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет никакой гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.
Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, а также творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений умерших и других событий, подтверждающих важность поминовения усопших. Многие умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение.
Всякий желающий проявить свою любовь к усопшим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".
Если мы на деле, а не на словах любим своих родственников, если мы действительно христиане, законом которых является любовь к ближнему, - мы должны молиться за души наших родных и близких, подавать милостыню для их спасения. Только в наших силах смыть с них оставшиеся грехи и открыть им дорогу в Рай. И их поминовение - наша прямая и непосредственная обязанность.
Фото: Евгений Цапенко
По материалам www.patriarchia.ru
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|