Автор: Надежда Паокина
Моё раннее детство прошло в доме бабы Мани (маминой мамы) в д. Пореево Калининской области. Мы жили большой семьёй: папа, мама, я, младшая сестрёнка и ещё одна бабушка, папина мать. Баба Марфа приезжала из Ленинграда для догляда за нами. А ещё приходили и приезжали всякие родственники, дяди и тёти.
Взрослые трудились в колхозе - баба Маня на ферме дояркой, а родители ходили по наряду на разные работы.
Очень запомнились вечера под Рождество: топится маленькая печь, весело трещат дрова, блики света скачут по стенам и по потолку. На скамейке рядом с печкой сидит бабушка, держит в руках клюшку для дров и поправляет их, рассказывая нам разные истории. Отец колет лучину на растопку. Морозы сильные, приходится топить обе печи: долго-долго большую, а маленькую - утром (пока мы, дети, не проснулись) и вечером.
Вот в избу заходят мама и бабушка. Они вернулись с дойки, мама подоила нашу кормилицу, а бабушка колхозных. Занесли холода в дом и запаха морозного. Тихо переговариваясь в чулане (на кухне), управляются с делами: цедят молоко, дрова в печь укладывают на завтра, чтоб просохли. Мы в ожидании.
У меня подскочило сердечко, когда мама вышла к столу. Бабушка зажигает лучинку от печки, подносит к керосиновой лампе, и в доме становится светло и весело. Мама протирает стол, посыпает мукой и вываливает на него из плошки крутое тесто. Все, перекрестясь, садятся вокруг. Начинается серьёзная работа. Тесто делится на части, и все начинают лепить и мять свои комочки. Вот бабушка скатала шарик, зажала его в кулак - и сверху появляется маленький шарик, он немного вытягивается пальцами, прищипывается, и вот появляется голова коровушки с ушками, рожками. Удлиняется туловище, оттягивается немного вниз, разрезается ножом несколько раз - и вот уже две ножки, другие две и хвостик. Папа, ласково улыбаясь, показывает мне, как слепить курочку - она попроще, а потом учит и коровушек лепить.
Скоро весь стол заставлен всякими животными: лошадками, коровками, овечками, курочками и невиданными птицами с человеческими головками - ангелами. Потом всё выносится на мороз, а утром - в печь. За столом радость, счастье, общая увлечённость, детское усердие. Никто не сердится, взрослые вспоминают своё детство, мы в предвкушении чего-то главного. В углу божница с лампадкой. Горит, мерцает огонёк, согревая наши души
Утром бабушка, пока мы спим, помолится (я, иногда просыпаясь, видела) и пойдёт на свою работу. Надо ведь не только коров подоить, покормить, но и постелить им подстилки для тепла.
Мама с папой тоже уйдут. Нас поднимает баба Марфа, умывает, надевает на нас новые весёленькие платьица из ситчика - стоим, крестимся. Затем поит нас святой водичкой из кувшина, даёт испечённых "коровушек" и поздравляет с Рождеством Христовым.
Помню, пост соблюдали строго, даже мы, дети. О Боге в то время никто не говорил, церкви не было на много километров вокруг, и Причастия мы не знали. Шёл 1954 год. Но, тем не менее, всё увиденное и услышанное в те предпраздничные дни было как прикосновение к Живому Богу. Если б я подольше пожила в этом доме со всеми вместе, то, наверное, запомнила бы рассказы и о Деве Марии, и о Младенце, Которого в ту ночь в яслях обогревали своим дыханием наши ожившие животные из теста.
Но районное начальство распорядилось иначе. Они решили, что дети не должны жить в таких условиях - рядом с больным отцом (а у него был с войны туберкулёз), и нас с сестрёнкой увезли в интернат для ослабленных детей из малообеспеченных семей. Коллективная жизнь захлестнула, завертела: октябрята, пионеры, комсомол, стенгазеты. Как половодье весной, из души всё вынесло и нанесло всякого хлама - до сих пор не выгребу.
Летом приезжали домой, но уже был дом свой, отдельно от бабушки. Мы с сестрой, как могли, помогали его строить: месили ногами глину, подносили на крышу лучину-дранку. Делали кирпичи: глину закладывали в формы, сушили их на солнце, потом как-то и где-то их обжигали. Было мне уже лет 12-13, когда дом построили. С июля начинался сенокос, в то время меня стали учить косить и стоги метать - складывать сено.
На зиму нас опять везли в интернат. Потом было училище, работа, раннее замужество, дети. Всё бежала, как будто что-то пыталась догнать и поймать. Но так и не догнала, и не поймала. Сейчас мне 65 лет, и только 9 лет назад я осознанно и серьёзно доверилась Богу и детей с внуками Ему поручила. Господь Милосердный всё устроил по Своему усмотрению. Сердце сжимается от воспоминаний о том счастье в детстве, а своих детей я так ничему и не научила. Всё пыталась собрать их в рождественский вечер, рассказать, показать, научить... Только вот не спросила у мамы, что она ещё добавляла в тесто, кроме муки и воды. Может, любви? Ведь нам её так не хватает. И вроде, виноватых нет… Где вы, "наши коровушки", так сближающие детей и взрослых? Господи, подскажи, научи и прости нас, "иванов, не помнящих родства".
Надежда Паокина,
прихожанка Успенского храма Боголеповой пустыни
Фото: Наталья Куликова
Рождественские пряники-козули Автор: Наталья Куликова Вот уже несколько лет я пеку к Рождеству расписные рождественские пряники-козули.
Основная особенность этой выпечки в том, что сахар "жарится", пережигается, и на этом сахаре уже делается тесто.
Вышла в свет книга Натальи Куликовой "Свет Рождественской звезды", посвященная подготовке к празднику Рождества Христова В одних семьях есть свои давние традиции подготовки к Рождеству, в других они только формируются. Наталья Куликова, преподаватель воскресной школы при храме святого великомученика Пантелеимона г. Пушкина, щедро делится своим опытом, который поможет читателям сделать встречу Рождества ярким и радостным праздником для своих близких - и детей, и взрослых.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|