Автор: Наталия Гусева
Сколько русских пословиц создано о труде, сколько сказок так или иначе затрагивают тему труда, работы, вознаграждения за труд!.. Когда я училась в школе, нам преподавали основы светлого коммунистического будущего: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Будучи всегда склонной к принципу "поменьше поработать - побольше получить", я никак не могла понять: кто ж работать-то будет в светлом будущем? Учитель объяснил, что в новом человеке возрастет сознательность и ему будет стыдно не работать или потреблять больше заработанного. Видимо, ответ не особо удовлетворил меня, раз я уже столько десятков лет помню тот наш разговор.
В больнице
А как же, в самом деле, относиться к труду нам, тем самым новым людям, которым Господь открыл Себя? Как нам выстраивать пирамиду жизни, что ставить в основание: труд? духовность? себя? ближнего? Вопросы, вопросы, вопросы... В бытность невоцерковленным человеком я была согласна с доводами таких же, как я, непросвещенных "всезнаек Православия" о том, что "в Церкви каждый день - праздники, там учат не работать". Придя к вере, я, как и многие неофиты, была готова дневать и ночевать на службах, просила у духовника благословения оставить работу главного бухгалтера и пойти свечницей в храм. Милость Божия, что мой мудрый и строгий духовник отвесил мне "воспитательный подзатыльник", заставив выбросить эту идею из головы. Господь, видя мои метания, дал мне возможность сестринского служения; это примирило меня с необходимостью трудиться на основной работе ради пропитания, а в больнице - для души. Но противоречие между миром и храмом очень долго и болезненно разрывало меня на части. Только сейчас, по прошествии почти четырнадцати лет, я могу, наверное, сказать, что какая-то пирамидка жизни начала строиться, и меня уже не шатает туда-сюда.
Долгое время труд "в миру" воспринимался мной как тяжелая, нудная обязанность. И только этим летом я поняла, что такое равенство между трудом за зарплату и духовной радостью от этого труда! Это случилось после того, как я устроилась на работу санитаркой в хоспис. Надо сказать, что собеседование с руководителями больницы немало меня насмешило. Начальник отдела кадров не могла поверить, что в моей трудовой предыдущая запись - "главный бухгалтер". Она никак не могла взять в толк, как можно после такой работы идти, по ее выражению, "полутрупы обихаживать". Когда я опрометчиво обмолвилась, что уже десять лет мечтала именно о такой работе (в хосписе то бишь), у нее было такое лицо, что, как показалось, она собирается послать меня на принудительную психиатрическую экспертизу.
И вот, после трех месяцев, я поняла, что эта работа - подарок от Господа! Да, она очень тяжелая физически, да, она больно колотит по моему самолюбию (ведь санитарке все отдают указания, и не всегда добрым и мягким голосом), да, она не дает мне выспаться ночами... Но, несмотря на это, отсутствует тягостное ощущение: "Уууййй, завтра на работу..." Я поняла, что означают выражения "найди дело по душе, и ты больше ни одного дня не будешь работать" и "хорошая работа - это оплачиваемое хобби". Мало того, оставшуюся "по совместительству" работу главбуха я перестала воспринимать как нудную обязанность. Очевидно, эти восемь суток в месяц "оплачиваемого хобби" дают столько удовлетворения, что нелюбимая работа воспринимается как некий "прицеп" - неудобный, но вполне терпимый.
Как часто теперь я вспоминаю тех непросвещенных всезнаек, твердивших, что в Церкви учат не работать! Как хочется открыть им сейчас глаза: только в Православии учат правильно работать! Работа - не как средство самоутверждения, деньги не как цель существования, но в то же время - трудящийся достоин пропитания (Мф. 10, 10); трудящийся достоин награды за труды свои (Лк. 10, 7); каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога (1 Кор. 3, 8-9); трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4, 28).
Иногда мне с презрительностью приводят в качестве довода о тунеядстве верующих слова про то, что в воскресенье надо быть в храме, а не работать: а как же, мол, осенняя пора собирать урожай, пока погода позволяет? Я отвечаю: вполне допустимо сходить на раннюю службу, тем более что в большом городе не проблема найти храм, где оные служатся, а потом спокойно ехать на сбор урожая. Следует возмущенный возглас: "А выспаться?!" Говорю: стоп, давайте разбираться, чему же все-таки "мешает" заповедь о воскресном служении Богу: сбору урожая или неге плоти под пушистым одеялом? Если вы за негу, это вам не в Православие, однозначно. Тушуются и чешут в затылках - слава Богу, пусть чешут. Может, начнут думать и искать ответы на появляющиеся вопросы…
Труд - это не наказание Божие, последовавшее за изгнанием из рая, так как именно в раю взял Господь Бог человека... и поселил… в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15). И этот труд должен быть в радость, как служение Богу и всем насельникам Эдема. Но труд как изнурительная обязанность - это уже после изгнания из рая: В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19). Потому и тут, на земле, мы должны относиться к труду как к служению Богу, тогда он будет нам Эдемской радостью, даже если физически это будет нелегко. А если труд для нас - изнурительная обязанность, то волчцы, рожденные на земле нашей души от такого самоистязания, расцарапают до крови, до язв, даже если это будет чистенькая бумажная работа.
Наверное, надо понять, что Божие слово - это своего рода "инструкция от Производителя" по эксплуатации нашей души. Если не нарушать ее, то "механизм" души будет работать без сбоев, гладко и спокойно. А если делать всё вопреки написанному, на кого ж пенять, если "механизм" ломается, скрипит и разваливается? Уж не на "Производителя" - однозначно.
Н. Гусева,
старшая сестра Православного сестричества
при 15-й Санкт-Петербургской городской больнице
Фото: Сергей Вдовин
О нравственном начале труда Автор: Ирина Филиппова Иногда говорят, что неудачи в экономике - это результат неправильной теории, или отсутствия капитала, или устаревших технологий. Ничего подобного. Экономическая теория блестяще развита в современном мире, особенно в развитых странах, где применяются самые передовые технологии и где абсолютно достаточно капитала для экономического развития. И вдруг на эти благополучные страны обрушивается кризис!
Труд - благословение Божие или наказание? Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг Но разве нельзя просто честно и добросовестно трудиться, чтобы содержать материально себя и свою семью в достойных жизненных условиях, растить детей, снабжать их всем необходимым, вместе радоваться жизни, отдыхать? Разве Бог это запрещает? Нет, конечно. Но такое самооправдание закрывает от нас истину.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|