Автор: протоиерей Борис Балашов
Проповедь в праздник Пятидесятницы
Кто такой человек? Во-первых, это образ Божий, призванный стать подобием Божиим. Это живой организм, самый совершенный из всех существующих в мире, обладающий тонкой психикой, глубочайшим творческим умом, имеющий еще нечто такое, чего не имеет ни одно животное - дух, который задает нравственные критерии человеческой личности, определяет направление деятельности психики, ума и всего человека. И, самое главное, человеческий дух - это то, чем человек может общаться с Богом, это то, что может стать или вместилищем Бога, или отстойником всякой подлости, гадости и нечисти.
О человеке можно сказать еще очень многое, но никогда мы не сможем дать определение, что есть человек в полной мере. Это в принципе невозможно, хотя бы потому, что человек не есть одно лишь тело. Человеческий язык способен адекватно отобразить только земную реальность, в то время как человек принадлежит двум мирам - материальному и духовному.
Бог есть дух (Ин. 4, 24). Кто такой Бог? Если мы не в силах дать полное и правильное определение человека, то в принципе невозможно дать определение Бога, хотя очень многое можно о Нем сказать, так как, читая Евангелие, мы постепенно понимаем Иисуса Христа - Он открывает нам Бога в собственной Личности и показывает, какой Он.
Мы, к примеру, не сможем сделать полное и исчерпывающее описание того, что есть Солнце. Однако это не мешает людям и всей природе греться в его лучах и получать от него жизненную энергию. Так и то обстоятельство, что мы не в состоянии дать словесное определение Бога, не препятствует нам вступать с Ним в общение, укрепляться Его силой и любовью. Но как же это возможно?
Иисус Христос в Своей Личности соединил две природы - Божественную и человеческую. И через Иисуса Христа - Бога и Человека - люди могут соединять собственную жизнь с Богом, очищать и преображать свои души, обретать вечную жизнь. Это происходит в Его Церкви, которой мы тоже не сможем дать исчерпывающие определения.
Что же такое Церковь? Это церковная иерархия, духовенство? Нет, Церковь не есть иерархия, хотя без иерархии - епископов и священников - нет Церкви. Приведем пример. Можно задать вопрос: скелет - это человек? Нет, конечно, но без скелета нет человека. Тогда, может быть, Церковь - это общество православно верующих христиан, имеющих свои храмы, богослужения, вероучение и обычаи? Нет, Церковь не есть общество, хотя христиане и являются определенным обществом и живут в обществе других людей.
А почему же тогда в Евангелии приводятся слова Христовы: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20)? Так вот, именно когда ученики Спасителя по их вере очищаются и обновляются благодатью Божией и Духом Святым, соединяются друг с другом и с Иисусом Христом, тогда это - Церковь. Ее Сам Господь уподобил виноградной лозе, в которой все части растительного организма воедино связаны друг с другом: Я есмь лоза, а вы ветви... без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).
Конечно, без церковных Таинств, через которые верующим подается Божественная помощь для борьбы с грехом и духовного обновления, соединение со Христом произойти не сможет. Но и сами Таинства без веры человека действовать в нем не будут. Невозможно заставить Духа Святого идти туда, где нет ни веры, ни покаяния, ни желания быть с Богом.
Когда ученики Христовы были единодушно собраны вместе в Иерусалиме, как им и заповедал Господь, произошло удивительное событие. В книге Деяний апостольских евангелист Лука пишет: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2-4). Это огненное Крещение явилось обновлением душ и всей жизни этих учеников Христовых. Одним из самых видимых признаков их преображения и обновления стало то, что полуграмотные рыбаки начали свободно говорить на иностранных языках. Бог ничего не делает случайно: у них не было возможности изучать языки разных народов, поэтому Господь дает им такой дар.
По мысли святого апостола Павла, Церковь - тело Христово (1 Кор. 12, 27). То есть Церковь является живым духовным организмом, соединяющим одной благодатной жизнью Христа со всеми Его истинными учениками.
В день Пятидесятницы родилась семья Христова. Как жених и невеста во время бракосочетания становятся новым живым организмом - семьей, связанной тесными духовно-телесными узами, так и ученики Христовы в день Пятидесятницы стали семьей Христовой. Они составили начаток того живого организма, который созидается из учеников Христовых, обновленных Крещением. Таким образом Церковь - это семья Христова, в которой члены этой семьи духовно возрастают для вхождения в Небесное Царство Христа.
Никакими словами или сравнениями нельзя в полноте объяснить, что такое Церковь. Суть в том, что в Церкви происходит общение Христа и учеников, а через Христа - и общение учеников друг с другом. В Церкви духовно обновляются и лечатся человеческие души, потому что Церковь является духовной лечебницей, где врач - Иисус Христос, а мы, христиане - больные, проходящие курс лечения, которые пришли в эту лечебницу, чтобы духовно исцелиться, обновиться и воистину стать Божиими детьми.
Православная Христова Церковь жива, живет и поныне в этом мире, и в ней и через нее действует Христос. И не случайно истинная Церковь называется Православной, потому что именно в этой Церкви есть живая связь и благодатная преемственность в жизни, учении и дарах Святого Духа с общиной первых учеников Христовых. Православная Церковь содержит в себе и несет людям благодатные дары Божией Любви, веры и Христова учения, обновляет своих членов и дарует им мир и помощь. Призыв апостола Петра к жителям Иерусалима: Покайтесь и веруйте в Евангелие… креститесь и получите дар Святого Духа (Мк. 1, 15; Деян. 2, 38) - звучит и сейчас в каждой человеческой душе, которая хочет исправить свои ошибки и грехи, желает жить свято, хочет обрести вечность и бессмертие.
Святой Дух, живущий в Церкви Христовой, оказывает Свое спасительное действие на всех людей. Тех же людей, которые Богу доверяют и стараются Его волю исполнять, становясь членами Церкви, Дух Святой освящает, возрождает и дает им вечную жизнь.
День Сошествия Святого Духа, наступивший в пятидесятый день по Воскресении Иисуса Христа, называется по этой причине Пятидесятницей. Другое название этого праздника - День Святой Троицы - говорит о том, что люди призваны быть такими же едиными в любви, как Един Бог, Который есть сама Истина и сама Любовь.
Ученики Христовы, которые были собраны вместе по повелению Божию, принимают Дар Святого Духа. И кто принимает этот Божественный Дар? Церковь! Каждый человек, который принял Дар Святого Духа в день Пятидесятницы, перестал быть отдельным человеком. Он вместе с другими вошел в новый живой организм - Церковь.
Вся жизнь христиан в Духе Святом должна стать одной любовью, одной душой, одной песнью - песнью хваления, прославления Бога своей жизнью.
Протоиерей Борис Балашов
Фото: Геннадий Алексеев
Об иконе праздника Пятидесятницы Автор: Екатерина Шеко Иконография праздника Сошествия Святого Духа очень разнообразна. Существует несколько вариантов канонических изводов этого праздника. Тема Пятидесятницы была разработана в изобразительном искусстве еще в первые века христианства.
Вдохновение (Праздник Святой Троицы) Автор: Протоиерей Игорь Гагарин О том, что это значит - быть человеком, - сейчас подробно говорить не станем. Об этом - все Евангелие. Образ подлинного, совершенного Человека - перед каждым, кто не пожелает от Него отвернуться, - Иисус Христос, совершенный Бог, совершенный Человек. Не у всех, кто узнал о Нем, кто прочитал Евангелие, встреча со Христом происходит одинаково. У одних - "возгорается сердце", раскрываются духовные очи и происходит внутренний переворот, переоценка всех ценностей или, точнее, покаяние. У других - сердце не возгорается или, скажем с надеждой, пока не возгорается. У них, надеемся, все впереди.
А вот у первых, у тех, кто уверовал, покаялся, обратился, - у них всегда ли перемена убеждений переменяет жизнь?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|