Автор: Священник Александр Союзов
Фото: www.fudi.ru
Часто можно услышать: "У этого праздника языческие корни, это совсем не согласуется с христианством". Допустимо ли, празднуя масленицу, петь народные песни, водить хороводы вокруг чучела и сжигать его?
Отвечает священник Александр Союзов:
- Православная Церковь всегда старалась нести свет Евангелия так, чтобы из лучших народных традиций тех стран, в которые она приходила, выбирать самые светлые моменты и сохранять их. Такая практика имеет под собой серьезную основу как религиоведческую, так и историческую. Каждая религия имела в себе определенное откровение о пришествии в мир Спасителя. В определенной мере об этом можно говорить даже в случае, когда люди праздновали рождение Коляды, верили, что в этот день солнце превращалось из солнца-младенца в солнце-юношу. Теперь ему хватало сил растопить снега и лед, и этим как бы воскресить мир от зимы. Именно таков был смысл масленицы. И, безусловно, была понятна радость крестьян, людей, занимающихся сельским хозяйством, которые устали от долгой зимы. Эта народная традиция Церковью была усвоена и освящена праздником, связанным с подготовкой к Великому Посту.
Мы все прекрасно знаем, что масленица заканчивается Прощеным воскресеньем. Эта неделя в церковной традиции называется Неделей Сырной, когда мы отказываемся от мясной пищи и вкушаем блины с творогом, маслом. Поэтому было бы неправильно отрицать многовековой опыт Церкви, которая всегда старалась даже самые языческие традиции принять в свое лоно. Но не просто принять, а привести в определенные культурные формы, чтобы это не переходило рамки допустимого для человека, понимающего благоразумие, благочестие, чтобы не было похабных моментов. И даже не с христианской точки зрения, а с точки зрения нормальной, человеческой, совестливой культуры.
Поэтому на масленицу пекут блины, которые были символом солнца. Человек, съедая эти блины, считал, что он вбирает в себя солнечную энергию. В какой-то мере это действительно так, потому что мука, а точнее растение, из которого она делается, принимает в себя солнечную энергию.
Христиане готовились к более сложному периоду жизни, к Великому Посту, выплескивая свою радость, чтобы первую неделю поста принять с покаянием. Поэтому на масленичной неделе проводятся концерты, различные гуляния. Кроме того, масленица заканчивается Прощеным воскресеньем, когда православные люди ходят в храм, просят друг у друга прощения за причиненные обиды.
А что касается сжигания чучела масленицы, а именно прощания с зимой, - смотря как к этому относиться. Если как к мистическому ритуалу и обряду - конечно, это для христианина неприемлемо. А если это воспринимать лишь как красивый обычай, то ничего страшного в этом нет. Точно так же, как мы принимаем Деда Мороза на рождественскую елку, не вкладывая в это мистического смысла.
Почему мистического? Любое сжигание связано с жертвой. Когда-то сжигали людей, потом стали сжигать животных, старые книги, мебель, одежду…
Латиноамериканская католическая традиция - это карнавал. Что тоже, по сути, масленица. Потому что карнавал бывает в последнюю неделю, приготовительную к Великому Посту. И имеется даже два перевода слова "карнавал". Одно из них - "прощай, мясо", второе - "веселый корабль". "Карне" - мясо, "вал" - прощай. То есть, "прощай, мясо" - это изначальное название праздника карнавал. Лишь в начале 20-го века карнавал начинает жить самостоятельно, не церковно. Смысл значения "веселый корабль" - уже 19-20 веков, когда карнавалы превратились в светское развлечение, оторванное от церковно-католической жизни. Хотя изначально "карневале" - это церковное празднование вне пределов храма, выплескивающееся на улицу, как, к примеру, крестные ходы. Ну а в конце 20-го - начале 21 вв. карнавалы превратились в нечто совсем другое.
Материал о народных гуляниях в усадьбе Демьяново:
Масленица в Демьяново
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|