Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О страхе Господнем
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 07:05 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

О страхе Господнем

Автор: протоиерей Игорь Гагарин

Начало мудрости – страх Господень (Притч. 1, 7) – неоднократно повторяет Писание. А значит, и наоборот – в ком нет страха Господня, в том нет мудрости, даже начала её. Тем не менее, многие не только страха Божия не имеют, но и не хотят понять важность его, необходимость обладания им для спасения души. Даже верующие люди просят у Бога самых разных благ, но многие не молятся об обретении страха Божия.

Психологически это понятно. Само слово «страх» неприятно для человеческого уха. Ничто так не подавляет дух, не тяготит сердце, не лишает мира и радости, как страх чего бы то ни было. Чувство это болезненно и к тому же неуживчиво: войдя в сердце, страх изгоняет из него все остальные чувства, становится единственным его жильцом и хозяином. Овладев сначала душою, он порабощает и плоть: подгибаются колени, дрожат руки, холодеет тело, и нет более жалкого зрелища, чем лицо перепуганного человека. Нет у него ни сна, ни аппетита.

Воистину, ничто так не разрушает и не унижает человека, как страх. Поэтому он противен человеческому естеству, и отталкивается человек от любого страха, в том числе и страха Божия. И не понимает человек, что страх Господень – единственная сила, способная победить любой иной страх. И если, повторим, ничто так не разрушает и не унижает, как страх, то, напротив, ничто так не возвышает и не созидает, как страх Божий.

Страшный Суд

В это воскресенье Церковь будет напоминать миру о Страшном Суде. Когда я сказал об этом одному неверующему, он усмехнулся: «Не надо меня пугать». Но Церковь о том и заботится, чтобы человек перестал бояться. Вернее, бояться-то все равно придется, но только надо правильно бояться. Господь ведь сказал: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28).

Неделя о Страшном Суде – напоминание о вещи, казалось бы, очевидной для каждого разумного человека: об ответственности. О ней знают ведь и неверующие. Поистине верны слова, которые мы знали в школе наизусть: «Самое дорогое у человека – это жизнь! Она дается один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…» (Н. Островский).

Сказано хоть и не христианином, но верно. Однако, если неверующий человек страшится того позора, который будет жечь его какое-то время перед смертью, то мы боимся того же самого позора, но только знаем, что он будет жечь вечно. В этой вечности и весь ужас, а то что «пожжет», «поболит» и прекратится со смертью – так ли уж страшно? Есть ли более утешительные слова, чем «всё пройдет»? И только та боль действительно страшна, которая не пройдет никогда.

Это боль о жизни, которая могла состояться и не состоялась, и уже никогда не состоится.

Это скорбь о счастье и о любви (а ведь именно в любви-то и счастье!). Скорбь о той любви, которую ты мог стяжать, но не стяжал и теперь уже никогда не будешь обладать ею.

Это вечное созерцание того, что ты разрушил и уже никогда не восстановишь.

Страшный Суд страшен не столько карами для преступников, сколько невозможностью уклониться от ответственности за всякую неправду в своей жизни; тем, что всё тайное станет явным и каждый узнает себе истинную цену. И многие из нас услышат: Ты взвешен на весах и найден очень легким (Дан. 5, 27). Вот что страшно! И для многих неожиданно прозвучат слова Господа: Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф. 25, 42–43).

Тогда узнаем, что каждый раз, когда кто-то нуждался в нашей помощи, в заботе, в добром слове, поддержке, этим «кто-то» был Сам Христос, Которого мы не узнали. И каждый раз, когда мы кого-то оттолкнули, обидели, обманули, мы сделали это Господу. И в чем бы ни искал человек, живя на земле, счастья, он не найдет его ни в чем, кроме соединения с Богом. Кто не понял это здесь, поймет там. Но только здесь, поняв, можно посвятить Ему жизнь. А там посвящать будет уже нечего – жизнь прошла. И та, иная, жизнь будет следствием этой. Кто что выберет теперь, с тем и будет пребывать в вечности. Земная жизнь всегда дает возможность повернуться и изменить путь, а по завершении её уже не повернуться. Можно только продолжать вечно идти в том направлении, которое свободно выберем, живя на земле.

Начало мудрости – страх Господень, тот страх за свою душу, который не совместим ни с каким другим страхом. Прекрасно сказал преподобный Исаак Сирин: «Страх за тело (животный страх – прим. ред.) бывает в людях столь силен, что вследствие его нередко остаются они неспособными совершить что-либо достославное и досточестное. И когда на страх за тело приникнет страх за душу, тогда страх телесный изнемогает пред страхом душевным, как воск от силы пожигающего огня (то есть когда человек пропитывается страхом Божиим, тогда животный страх теряет свою силу – прим. ред.)».

Страх земной, мирской, человеческий и страх Господень – вещи не просто разные, но прямо противоположные. Первый делает нас беспомощными и трусливыми, второй – дает силу и мужество. Мало просто желания быть с Господом. Нужен именно страх, необходимо действительно бояться оттолкнуть от себя благодать, оскорбить любовь Божию. И чем больше мы этого боимся, тем становимся свободней, бесстрашней и сильней.

Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченского храма
с. Ивановское Московской области



Иконография Страшного СудаИконография Страшного Суда
Автор: епископ Балашихинский Николай
В данной заметке рассказывается о некоторых редких иконах Страшного Суда, находящихся в отечественных и зарубежных музейных собраниях.



Кануны Великого постаКануны Великого поста
Автор: Василий Никифоров-Волгин
С Мытаревой недели в доме начиналась подготовка к Великому посту. Перед иконами затепляли лампаду, и она уже становилась неугасимой. По средам и пятницам ничего не ели мясного. Перед обедом и ужином молились "в землю". Мать становилась строже и как бы уходящей от земли. До прихода Великого поста я спешил взять от зимы все ее благодатности, катался на санях, валялся в сугробах, сбивал палкой ледяные сосульки, становился на запятки извозчичьих санок, сосал льдинки, спускался в овраги и слушал снег




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (23.02.2014) | Автор: протоиерей Игорь Гагарин
Просмотров: 1965
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz