Автор: Ирина Филиппова
Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться… ибо их нет (Иер. 31, 15). Так пророк Иеремия предсказывает одно из самых трагических событий новозаветной истории - избиение в Вифлееме воинами иудейского царя Ирода всех младенцев мужского пола до двух лет.
Это событие непосредственно связано с Рождеством Христовым и описано в Евангелии апостолом Матфеем. Согласно рассказу евангелиста, волхвы, пришедшие с востока поклониться новорожденному Иисусу Христу, побывали в Иерусалиме, где сообщили Ироду весть о рождении будущего иудейского Царя. Ирод испугался возможного конкурента на престол и попросил волхвов сообщить ему о местонахождении Младенца. Однако те послушались Божиего откровения, не выполнили просьбу Ирода и возвратились на родину, не заходя в Иерусалим.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф. 2, 16). По византийскому преданию, число убитых младенцев составило 14000 человек. Эти невинные дети стали первыми мучениками за Христа, Спасителя мира. Таков был Промысел Божий. Но и по сей день многие задаются вопросом: как Бог позволил Ироду совершить это злодеяние - разве невинные дети в чем-то были виноваты? Святитель Иоанн Златоуст так отвечает на подобный вопрос: "Ты говоришь, что эти младенцы могли бы многое совершить, даже и великие дела, если бы жизнь их была продолжительнее. Но тогда Бог не допустил бы их раннюю смерть, если бы им суждено было стать великими". А блаженный Феофилакт Болгарский так рассуждает о загробной участи Вифлеемских младенцев: "Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов, или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут".
Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать уже во II веке. В самом же Вифлееме в катакомбах рядом с храмом Рождества Христова находится пещера, в которой хранятся кости убиенных младенцев, а также христианских мучеников, погибших от персов в 614 году.
В самом низу пещеры расположена небольшая катакомбная церковь IV века - самый древний престол, сохранившийся в Иерусалиме. Сегодня частицы мощей убиенных Вифлеемских младенцев находятся в различных христианских храмах по всему свету. Есть они и в Клину в храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".
Фото: Тамара Поташникова
Вифлеемские младенцы Автор: епископ Балашихинский Николай Тема избиения младенцев в церковном искусстве известна с древнейших времен. Из сочинений священномучеников Иринея Лионского и Киприана Карфагенского следует, что уже при их жизни (вторая половина II - начало III вв.) Вифлеемские младенцы почитались святыми. О Вифлеемских младенцах писали святители Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и многие другие. Память избиенных в Вифлееме младенцев в богослужебных книгах появляется в V в.
Поклонимся рожденному Христу Автор: Протоиерей Борис Балашов Евангелист Лука подробно говорит об обстоятельствах Рождества Христова и о времени, когда оно произошло. Событие Рождества он приурочивает к переписи всех жителей Римской империи по повелению Кесаря Августа, то есть римского императора Октавиана. Люди должны были приходить на перепись в те места, откуда они родом, а потом снова возвращались домой. Иосиф и Дева Мария принадлежали к роду царя Давида и, таким образом, являлись друг другу родственниками. Царь Давид был родом из Вифлеема, поэтому туда и отправились Иосиф и Мария.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|