Автор: протоиерей Борис Балашов
Каждый год в воскресенье перед Рождеством Христовым на Божественной Литургии мы, православные христиане, читаем отрывок из первой главы Евангелия от Матфея, в котором приводится длинный перечень имен тех людей, которые стали предками Иисуса Христа. Какое же значение имеет для нас эта родословная Спасителя?
Все люди, живущие на земле, являются потомками Адама и Евы. Церковь всегда верила, что все человечество происходит из единого корня - сотворенных Богом двух людей. В конце XX века эту истину подтвердила генетика.
В безгрешном состоянии люди жили в прекрасном райском мире в союзе сыновней любви со своим Создателем и полном доверии Ему. Из животного мира человек более всего выделялся тем, что Господь дал ему нечто особенное - дух, который направлял деятельность ума, психики и, вообще, всего человека. Этим духом люди общались с Богом, слышали Его наставления, открывали Творцу свои мысли. Вкушая плоды древа жизни, человек мог жить вечно. Однако произошла страшная трагедия. По лукавому совету искусителя люди предали Бога, разорвали с Ним свою живую связь и отвергли покаяние. Человек потерял райское безгрешное состояние и возможность, вкушая плоды древа жизни, жить вечно. Райский мир, казалось, утрачен навсегда. Грехом исказилась не только человеческая душа, но и тело. Оно стало подвержено болезням и смерти. А душа оказалась во власти грешных и грязных мыслей и желаний, то есть страстей. Человеческая природа повредилась грехопадением Адама, и именно эту природу все люди принимают от своих родителей. Каждый человек одарен живой душой, и поэтому, на языке Священного Писания, человеческое тело называется душевным.
После свершившегося грехопадения Бог обещает, что грех будет побежден Тем, Кого Библия называет Семенем Жены (то есть Человеком, Который родится от матери без участия отца). Сыну Божиему необходимо было принять человеческую природу в утробе Пречистой Девы. Ценой Своих страданий, Крестной смерти и Воскресения Сын Божий должен восстановить человеческую природу, очистив ее от греховного повреждения, и открыть людям путь к победе над грехом и смертью.
Люди, живя на земле, все более и более забывали о Боге и о своем высоком предназначении. Когда истинной веры в единого Бога почти не осталось, Господь избирает благочестивого старца Авраама и от него производит новый народ - еврейский, который был призван хранить истинную веру и жить богоугодной жизнью. Этому народу было даровано Божие Откровение, а Аврааму обещано, что от него произойдет такой потомок, в Котором благословятся все народы земли (см. Быт. 22, 18).
Шли годы, и Бог повторял Свои обещания об Этом Потомке Авраама. Наконец царю и псалмопевцу Давиду было прямо открыто, что именно из его потомства произойдет Спаситель мира. Эти свидетельства Давида можно встретить во многих его псалмах.
В родословии Иисуса Христа видно, как через многие поколения людей, в большинстве своем достойных, хотя и не безгрешных, передается человеческая жизнь, поврежденная в своей природе прародительским грехопадением, Тому Человеку, Который исцелит эту искаженную природу в Себе Самом и станет Родоначальником нового человечества, обновленного благодатью Святого Духа, - Новым Адамом.
Родословные в древнем мире велись исключительно по мужской линии. Это было общепринятое правило. Поэтому апостол и евангелист Матфей от Авраама по восходящей линии проводит родословие до Иосифа Обручника, мужа и хранителя Девы Марии, Которая была его близкой родственницей. По этой причине родословие Иосифа было фактически и Ее родословием, а значит, и Ее Божественного Сына Иисуса Христа.
В Священном Писании, по мысли святителя Феофана Затворника, выделяются два периода в жизни человечества - "период душевный - Адама и всех, происшедших от него, и период духовный - Христа. Об Адаме сказано, что он стал душою живою (Быт. 2, 7), об Иисусе Христе во многих местах сказано, что на Нем почил Дух Святой, Который оживотворил Его дух, а этот оживотворил весь Его телесный организм".
До рождения Богочеловека Иисуса Христа все люди, потомки Адама, были "душевные". Сын Приснодевы Марии через Крестные страдания, смерть, Воскресение и Вознесение стал Главою нового человечества - Божиего народа, членов Православной Церкви. Характерная черта обновленного человечества - духовность, то, что усыновленные в Крещении дети Божии имеют в себе Духа Святого. Можно вспомнить, что преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина - стяжание (приобретение) Духа Святого.
Благодаря действию Духа Святого верные Богу христиане воскреснут в обновленном теле, которое станет тогда одухотворенным, или "духовным". В своей земной жизни ученики Христовы благодатью Божией освящают и просвещают свои ум и душу. В жизни будущего века это благодатное освящение преобразит и обновленные Духом Божиим тела.
В Воскресшем Христе мы видим пример обновленного Воскресением тела, которое обладает уже иными свойствами по сравнению с телом земным, созданным по образу первого Адама. Так, оно недоступно для боли, страдания, усталости, смерти.
Через живую веру, Крещение, Покаяние, Причащение и стремление вести христианский образ жизни Спаситель приобщает к Своей обновленной Человеческой природе уверовавших в Него людей. Для них Он становится родоначальником обновленного человечества, Новым или Вторым Адамом.
По словам святителя Феофана Затворника, "все мы являемся на свет, по своему первому родоначальнику, Адаму, перстными (то есть земными, душевными - прим. авт.), но потом перерождаемся и становимся такими, каков Второй Родоначальник, - духовными, небесными, предназначенными для нетленной, Вечной Жизни, зачатки которой принимаем теперь".
По мысли рождественских богослужебных текстов, с пришествием на землю Богочеловека Иисуса Христа для нас, людей, открываются райские двери, закрытые ранее грехопадением, и мы приобщаемся к плодам "древа жизни" - Сына Божиего - через Таинство Святого Причащения.
Родословные Иисуса Христа, приведенные в Евангелии, выражают ту истину, что Сын Божий принял именно нашу человеческую природу, поврежденную грехопадением, чтобы победить грех и его последствия, обновить и возвести на новый уровень саму природу людей; одним словом, действием Духа Божиего при наличии доброй воли и желания самого человека создать нового человека - духовного, способного вечно жить в обновленном мире Небесного Царства. Такая возможность духовного преображения дана современникам Спасителя, последующим поколениям и, на что указывают родословные Сына Девы Марии, тем людям, которые жили до Христа и не слышали на земле Его слов.
Господь принес спасение и новую жизнь всем людям, а получают ее те, кто захочет сродниться с пришедшим на землю и ставшим Человеком Божиим Сыном и ответить на Его любовь своей любовью.
По этой причине в воскресный день перед праздником Рождества Святая Церковь сосредотачивает наше внимание на цели пришествия Спасителя в мир: восстановить людей в их безгрешном состоянии и возвести на новую ступень бытия - духовного человека, чада Божия и наследника Царства Небесного.
Протоиерей Борис Балашов
Фото: священник Александр Ивлев
Почему Православная Церковь празднует Рождество по своему календарю? Автор: Протоиерей Алексий Тюков В отношении праздников надо помнить, что отмечая то или иное событие, например, праздник Рождества Христова, мы как бы самому Господу назначаем встречу на волне этого праздника. А состоится эта встреча или нет - зависит не от календаря, а от людей, которые собираются ради Христа, ради того, чтобы войти в реальность события, которое послужило нашему спасению.
Для чего родился Христос? Автор: Протоиерей Борис Балашов О Рождестве Христовом нам сообщают в Священном Писании Нового Завета святые евангелисты Матфей и Лука. В течение двух тысячелетий христиане старались как можно глубже осмыслить это событие и понять значение Рождества для мира в целом и для каждого из нас в отдельности.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|