Автор: протоиерей Александр Союзов
На вопросы прихожан отвечает протоиерей Александр Союзов
- Что такое молитва и зачем она нужна человеку?
- Молитвой мы называем разговор с Богом, общение с Создателем. И если человек чувствует присутствие Бога в своей жизни, а большинство людей это чувствуют, то возникает потребность общения с Ним. Человеку, чувствующему Бога, необходима такая беседа, и эта беседа называется в Церкви молитвой. Человек создан Творцом с заложенным в него огромным потенциалом, создан по образу Божиему, и раскрытие образа Божиего в себе, уподобление Богу возможно, как и в любом деле, лишь при общении с учителем, у которого ты учишься. Чем больше ты общаешься с учителем, тем больше у тебя шансов овладеть всеми его навыками. В абсолютном смысле Бог является таким Учителем. Если мы хотим стать похожими на Него, а именно такое пожелание мы слышим из уст Иисуса Христа: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48), - то тогда нам, как воздух для жизни, требуется молитва - общение с Ним.
- Как появилось молитвенное правило?
- Молитвенное правило формировалось Церковью на протяжении всей истории человечества. Некоторые молитвы - очень древние, они взяты из Священного Писания Ветхого Завета. Это, например, псалмы 90-й - "Живый в помощи…" и 50-й - "Помилуй мя, Боже…" Наша главная молитва - "Отче наш" - из Евангелия, это ответ Христа на просьбу апостолов научить их молиться. Есть молитвы, составленные святыми в момент их наиболее высокого духовного озарения, духовного просвещения, когда их душа предстояла пред Богом и из их уст лились слова, вошедшие затем в молитвенное правило.
Молитвенное правило - это наша "палочка-выручалочка", духовный камертон, который помогает настроить душу на молитвенный лад, на общение с Богом. Оно и сейчас продолжает формироваться. Примером может служить молитва Оптинских старцев, созданная в XIX веке. Многие верующие уже включают её в свое утреннее правило.
- Если человек осознал необходимость молитвы, но вычитывать правило целиком на первых порах тяжело, с чего ему начать? Можно ли читать не все молитвы, а только некоторые? И какие именно?
- Начнем с того, что вообще не стоит привыкать употреблять выражение "вычитывать правило". Приучайте себя не вычитывать правило, не вычитывать утренние и вечерние молитвы, не вычитывать правило ко Святому Причастию, а молиться: я совершил утренние молитвы; я совершил вечерние молитвы; я помолился, подготовился к Причастию. Если ты будешь говорить: "Вычитал молитвы", - ты и будешь их только "вычитывать". Задача любого молитвенного правила - настроить человека на молитвенный лад, подвести к молитве. Большое число молитв дано для того, чтобы у человека не наступало привыкание и притупление ума. Православная молитва - это молитва умная. Наше внимание, когда мы молимся, часто рассеивается, а когда мы произносим заученный текст, можем вообще блуждать "за морями и горами". Разумное количество молитв способствует концентрации внимания на их смысле - умному деланию. Умное делание - это осмысленная молитва, соединяющая ум и сердце.
Разные молитвы пронизаны разным настроением: в одних молитвах звучат просьбы, в других - покаяние, в третьих - благодарение, радость и ликование. Поэтому в разное время наша душа по-разному реагирует на них. Когда ты молишься, бывает, что в какой-то миг вдруг у тебя под воздействием слов в сердце и голове словно что-то переключается, и ты начинаешь молиться. И тогда твоя душа раскрывается, и ты предстоишь пред Богом.
Что касается количества молитв в правиле на начальном этапе, то это лучше решать со священником, потому что конкретный духовный путь требует конкретного духовного руководства. Мы все разные, и поэтому для кого-то это может быть половина утренних молитв и половина вечерних молитв, а может быть треть утренних молитв и треть вечерних молитв. Но такие молитвы, как "Отче наш", Символ веры, "Богородица Дево, радуйся", 50-й и 90-й псалмы, я бы очень рекомендовал использовать всем.
- Возможно ли современному светскому человеку достигнуть состояния непрестанной молитвы?
- Апостол Павел учит нас, чтобы мы, христиане, непрестанно молились. Как это возможно? Дело в том, что молитвенное делание можно понимать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле - это молитвенное обращение к Богу, Божией Матери, святым, бесплотным силам. В широком смысле - это вся человеческая жизнь, которая проходит в трудах и заботах, но при этом мы не только помним о Боге, но наши ум и сердце устремлены ко Творцу постоянно, а воля всё время отсеивает духовный мусор из памяти и сознания. Любое дело, какое бы мы ни делали, совершается в присутствии Его, и в присутствии реальном, а не воображаемом. Хочет человек с этим соглашаться или не хочет - это вопрос относится к человеку, а не к Богу. Бог присутствует, к счастью или к сожалению (для кого как), при всех наших делах. Поэтому порой нам бывает стыдно за то, что мы делаем. Об этом нужно помнить!
В Ветхом Завете есть замечательный пример - праведный Енох, который "ходил" перед Богом и был взят за это на небо. Ходил перед Богом, то есть жил в присутствии Бога, жил с Богом. Вот пример для христианина: такое хождение перед Богом и было бы для современного мирянина совершением непрестанной молитвы.
Фото: Геннадий Алексеев
Молитва - дыхание души О необходимости молитвы говорил Своим ученикам и Господь наш Иисус Христос. Сам Он молился Своему Отцу Небесному постоянно: и за учеников, и о помощи в перенесении крестных страданий. Молился, потому что Его человеческая природа не могла жить без молитвы. И мы помним, насколько духовно сильным было это моление - до кровавого пота. Самим Спасителем подарена нам молитва "Отче наш", и это еще одно подтверждение тому, что христианину молиться так же необходимо, как дышать.
Одинокой женщине о молитве Автор: Святитель Николай Сербский Огорчены вы, что Бог не слышит молитв ваших... Не сетуйте на Того, от Кого имеем и бытие, и жизнь, и дыхание, и разум, и все. Прошу вас, не жалуйтесь на Того, Кто в тысячи раз больше имеет право жаловаться на нас пред Ангелами и святыми Своими.
Хотя бы Господь не исполнял буквально молитв наших - они все равно приносят плод душам нашим, делая души наши более зрелыми и богатыми. Это - тайна, которую познали идущие путем духовного опыта.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|