Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Общеизвестно, что самым страшным преступлением против Бога является САМОУБИЙСТВО. Ясно, почему: человек получил от Бога дар жизни и отверг его. Нет большей неблагодарности по отношению к Дающему, чем отвергнуть дар. Только любовь по-настоящему может соединить и человека с человеком, и человека с Богом, а благодарность - единственное достойное выражение любви человека к Богу. Любой грех - проявление неблагодарности в той или иной мере, ослабляющей узы любви к Богу. И поэтому отказ от жизни - крайнее выражение неблагодарности, а, значит, и совершенный разрыв всякой связи с Богом. И нет ничего плачевнее участи такого человека в Вечности.
Посмотрим, однако, на это шире. Бог дал нам не только дар жизни. В эти пасхальные дни мы говорим о том, что Бог даровал нам бессмертие, даровал вечную радость в Царстве Небесном. И вот здесь происходит с людьми трагедия не менее страшная, чем самоубийство.
Бог дает, а человек не берет. Происходит это не так заметно. В первом случае отвержение дара в том, что человек убивает себя. Во втором - он просто не верит в то, что дар получен. А только это и нужно, чтобы дар был нами взят - поверить в него. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Не будем воспринимать эти слова Спасителя как угрозу или ультиматум. Ведь когда врач, предлагая больному лекарство, говорит, что если он его не примет, то умрет, никому не покажется, что он угрожает. И если спасатель бросает утопающему круг, а утопающий не желает хвататься за него, то что еще может сделать спасатель? И если Бог дал нам дар Вечной Жизни, то Он никому не навязывает его насильно. Мы можем взять и можем отвергнуть. Вера - вот единственный способ, которым этот дар может быть принят.
И поэтому человек, решительно и бесповоротно отказывающийся поверить в то, что Христос Воскрес, совершает, по сути, то же самое самоубийство. Отказ от Жизни Вечной многим ли лучше отказа от жизни временной?
Здесь я говорю не обо всех неверующих, а лишь о тех, кто отвергает Евангелие, не вникнув в него, не потрудившись сколько-нибудь понять Откровение. О тех же, кто честно ищет Истину, кто размышляет над "вечными вопросами" и понимает, что решение их - самое важное дело в жизни, Господь сказал: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6). Но это о тех, кто действительно алчет и жаждет, а не просто любопытствует.
Для тех же, кто избрал веру, успокаиваться рано. У некоторых вера начинается с того, что человек всем сердцем ощутит: все, что говорится в Евангелии, - совершенная правда. Такие, загоревшись сразу, часто бывают ревностными свидетелями Истины.
Часто, однако, бывает иначе. Человек избирает веру, потому что понимает: вера лучше неверия. Это бывает даже не совсем вера, а, скорее, желание веры. Но и это неплохо. Желание веры - уже начало веры. И здесь происходит нечто подобное тому, как при обучении плаванию. Человек входит в воду и начинает делать попытки плыть, но еще боится оторваться ото дна, еще боится остаться без опоры. Если все же он проявит упорство и изо дня в день будет входить в воду и учиться, рано или поздно обязательно поплывет, и тогда уже не будет разницы, сколько до дна - метр или десять метров.
Избрав путь веры, расположив свое сердце, чтобы взыскать Бога, мы входим в Церковь и стараемся жить ее жизнью. Жизнь же Церкви, с ее таинствами, обрядами, постами и праздниками, молитвами и постоянными обращениями к Священному Писанию, с требованием в жизни быть верными нравственным заповедям Христа, построена так, что человек, живущий вместе с ней, постепенно обретает внутри себя такие подтверждения истинности своей веры, что и не заметит, как желание веры перешло в веру подлинную, веру возвышающую, укрепляющую, просветляющую и преображающую человека, уже при жизни воскрешающую его душу и дающую ощущение бессмертия. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|