О роке Интервью с иереем Михаилом Хайрутдиновым
- Отец Михаил, есть разные мнения по поводу того, может ли рок-музыка привести человека в храм. Одни категорично заявляют "нет", другие восторженно произносят "да". А как Вы относитесь к такому явлению, как рок-музыка? - В большинстве своем, на современном этапе, рок-культура несет низменные чувства. И то, что сейчас называют роком, на самом деле и роком-то назвать тяжело. Поэтому с духовной точки зрения здесь не за что зацепиться. Но в любой культуре есть люди, которые действительно могут помочь в становлении человека. Ведь почему люди тянутся к музыке? Это поиски потерянного рая. Когда-то человек рай потерял, и в греховном мире плавает, как рыба в мутной воде. Но ему ведь нужно ориентироваться, а музыка может помочь обрести себя. Я лично знаю некоторых людей, которые пришли к вере через это. Другое дело, что сейчас мало таких исполнителей, которые могли бы что-то делать. Я сейчас говорю не о том, может рок спасать или нет, а о том, что людей этих, которые пропадают на рок-площадках, бросать нельзя. - То есть Вы не против проповеди на рок-концертах? - Понимаете, Церковь - живой организм, и он не должен замыкаться в себе. К таким людям выходить надо. И Церковь, священники должны это делать, потому что Сам Христос ходил. Ведь не за Ним бегали, а Он приходил к мытарям, грешникам и им проповедовал. Его даже фарисеи упрекали за то, что Он ел и пил с недостойными. Или миссионеры, например, они тоже проповедовали язычникам совершенно разного нравственного уровня. Так и эти молодые ребята-рокеры - Христос зовет их, а они не слышат, поэтому нужно им помочь. Другое дело, что не любой может проповедовать. Учителей же готовят в ВУЗах, учат преподавать, так и здесь должны быть подготовленные миссионеры. - А насколько свободной может быть подобная проповедь, и нужно ли миссионеру подстраиваться под свою аудиторию? - Несомненно, должна быть граница, нельзя опускаться в словах и терминах до их уровня. С одной стороны, нужно уметь объяснить все доступным языком. Апостол Павел говорил "с эллинами как эллин, с иудеями, как иудей", но при этом он же оставался самим собой. И этому тоже надо учиться. Например, мне было бы сложно выйти перед подобной аудиторией. - Вы же раньше занимались рок-музыкой, знаете ее изнутри, неужели вам нечего будет сказать рокерам? - Конечно, мне есть, что сказать, но с глазу на глаз, в тесной беседе за чашечкой чая, например. А говорить с трибуны мне не по силам, это не мое. - Мы говорим о тех, кто еще не пришел в храм, и не считает себя верующим. А как быть людям православным? Может ли рок-музыка быть совместима с жизнью христианина? - Приход в храм для того же любителя рок-музыки должен быть безболезненным. Человек создан свободным. И если он христианин, то у него на первом месте должен быть Христос, остальное прилагается. "Ищите прежде Царствия Божиего и правды его". Если действительно будет так, то не повредит ничего. И к рок-музыке человек начнет относиться соответственно: да, мне нравится, но есть что-то гораздо важнее, тогда не запутаешься. Когда я сам пришел в Церковь, то знал, что придется расстаться с рок-музыкой, и боялся, что это расставание будет болезненным. Но Господь все управил. И я не отказываюсь от того, что любил раньше, просто смотрю на это другими глазами. С другой стороны, я не поддерживаю тех, которые предлагают рок-музыку чуть ли не воцерковить. Все-таки Богу Богово, а кесарю кесарево, и не стоит путать Божий дар с яичницей. Во всем должна быть золотая середина. Поэтому всегда, прежде чем что-то сделать, надо взглянуть на Христа, как бы Он поступил в подобной ситуации. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|