Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг
Господи и Владыко живота моего (то есть жизни моей - прим. ред.), дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Эта молитва великого сирийского подвижника IV века преподобного Ефрема стала центральной молитвой Великого поста. Прошло более 16 веков, но никакая иная молитва не может ни заменить ее, ни превзойти того воздействия, которое она оказывает на душу христианина, обращающегося к Богу в покаянии. Она пронизывает весь пост, завершает каждое великопостное богослужение, является его смысловой вершиной и последним заключительным аккордом.
Чем же так замечательна эта молитва, которой А.С. Пушкин посвятил особое стихотворение, изложив ее в поэтической форме и признаваясь, что никакая другая молитва его "так не умиляет", как эта?
Как главным христианским праздником является Христова Пасха - праздник Его Воскресения, и главным периодом церковного года - подготовка к ней, Великий пост, так и важнейшая молитва этого периода, вобравшая и выразившая глубочайший опыт христианской жизни, не есть "дело рук человеческих", но вдохновлена Святым Духом Божиим. И ее силу и святость чувствует каждый приступающий к этой молитве. Она является как бы покаянным продолжением молитвы Господней ("Отче наш…").
Молитва сирийского подвижника очень конкретна и предельно лаконична, но требует особенного молитвенного внимания. Ее прошения заставляют молящегося не просто перечислять желаемые добродетели и нежелательные страсти, но видеть их глубину и тонкость в духе христианского аскетического подвига. Она призывает к духовной трезвости и учит ей.
Мы просим Бога избавить нас от духа праздности и вспоминаем евангельского богача, одетого в порфиру и виссон и веселящегося на вся дни светло (Лк. 16, 19). Но хотим ли мы воспротивиться и изгнать из души этот тонкий и неосознанно желанный нам дух расслабления, несовместимый с ревностью к добрым делам (Тит 2, 14) и бдительным вниманием над собой?
Мы просим Бога избавить нас и от погибельного духа уныния, и от того, что приводит его в сердце. Этот лукавый дух разрушает нашу веру и память о Боге, захватывает душу и внушает презрение к ближнему, научает искать во всем своей воли и свое "я" ставить превыше всего. Душа, водимая этим духом, не может любить никого, кроме себя, она стремится всеми командовать и требует подчинения себе в самых ничтожных мелочах. Этим она самоутверждается за счет попрания ближнего (этот дух именуется любоначалием). Дух уныния прикрывает для нас истину нашей духовной нищеты, мнимо наполняя ее пустыми, праздными словами, чтобы после пришедшего опустошения ввергнуть нас в еще большее уныние и приблизить к окончательной погибели. Об избавлении от этого злого яда мы и просим в первой части молитвы.
Молясь о даровании добродетелей, необходимых душе, мы просим не просто смирения, которое само по себе доставляет нам спасение и которому нам заповедано Господом научиться у Него, но просим мудрости в самом смирении и смирения в мудрости. Более того, мы просим самого духа этого благодатного соединения смирения и мудрости, который приходит в душу только наитием и действием Святого Духа Божия, очищающего нас от всякой нечистоты, рождающего в нас целостное и смиренное мудрование и доставляющего нам силы духовные. Потому что наша цель - пребывание в Боге. И достигается она постоянными усилиями, направленными на пребывание в любви (см. 1 Ин. 4, 16) - совокупности совершенства (см. Кор. 3, 14).
Наконец, после испрашивания благ духовных, мы вновь возвращаемся к реальности нашей духовной немощи и просим даровать нам зрение греха своего, ибо, по учению святых отцов, видящий свои грехи выше того, кто сподобился видеть Ангелов. Каясь в постоянном осуждении ближних, мы просим избавить нас от этого горького и лукавого зломыслия, чтобы научиться любить, а не судить своего ближнего. Желая согрешающему спасения и молясь об этом, надо помнить, что и сами мы - такие же кающиеся грешники, просящие себе Божией милости. Как выразил эту мысль преподобный Пимен Великий, "ненависть к лукавству состоит в том, когда кто возненавидит грех свой и оправдает брата своего". И если мы научимся покрывать любовью согрешения своих ближних, то недалеко будем от Божественной любви и вечного спасения.
Протоиерей Аркадий Штейнберг,
настоятель Преображенского храма пос. Нудоль
Фото: священник Александр Ивлев
Торжество Православия. Первое воскресенье Великого поста Автор: Протоиерей Игорь Гагарин Скажем с горечью, что в современном мире, кроме православного, единственно чистого и верного понимания христианской веры, существует и бесконечное множество других. И их проповедь нередко бывает сильнее и действенней нашей, и очень многие люди оказываются в так называемой "Церкви Христа", у "Свидетелей Иеговы" и т. д. И часто это далеко не худшие люди.
Как же уберечь братьев от заблуждений, вернуть их "домой", привести к истинному, а не искаженному Христу?
Усилие Автор: Протоиерей Игорь Гагарин "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). В связи с этими словами вспоминаю рассказ одного знакомого о том жизненном уроке, который получил он в юности.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|