Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Когда влечет грех
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 22.12.2024, 07:13 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Когда влечет грех

Автор: протоиерей Игорь Гагарин

Мы живем в такое время, когда информация, которую получают дети, несоизмеримо обильнее той, которую получали в свое время мы. Витрины журнальных киосков, экраны телевизоров, рекламные щиты демонстрируют перед детским взором такое, на что и взрослым лучше бы не смотреть, дабы не испачкать душу.

Когда влечет грех

С одной стороны, казалось бы, что переживать, ведь в чистом человеке - все чисто, а в грязном - все грязно. И поэтом, если идет мимо таких ларьков порядочный, благочестивый человек, то что ему эти журналы, эти книги?! Да и телевизор никто же не заставляет включать. Стало быть, эта грязь не должна коснуться его. Но на самом деле не так.

В чистом-то действительно все чисто. Но кто из нас на этой земле совершенно чист? Конечно, рождаются иногда на свет удивительные самородки, подобные описанному Достоевским Алеше Карамазову. Но таких людей очень и очень немного. Со времени грехопадения почти в каждом человеке живет похоть. Может быть, это не так очевидно, потому что все это скрывают. Откровенно об этом не говорят. А если и говорят, то в каком-то узком кругу, с задушевными друзьями. Почти у каждого в тайниках сердца возникают такие желания, такие мысли, в которых мы никому на свете не хотим признаться.

Святые отцы много пишут, что ни с чем не приходится бороться с таким трудом, как с грехами против целомудрия.

В любом ребенке по мере его взросления пробуждается влечение к противоположному полу. И в какую форму оно отольется - во многом зависит от нас. Мы уже говорили, что одни и те же отношения между мужчиной и женщиной, интимные отношения, могут быть прекрасными и чистыми, возвышать и облагораживать человека, но могут и унизить до скотоподобного состояния. И поэтому естественное влечение, созревающее в нашем ребенке по мере его взросления, само по себе не греховно. Но чем станет оно в конце концов?

Иногда говорят, что христианский подход в области нравственности ничем не отличается от общечеловеческого, что можно и без веры быть высоконравственным человеком, что добро и зло не зависят от того, верит человек в Бога или нет.

Что ж, действительно, многие вещи являются ценностями как в глазах верующего человека, так и в глазах неверующего. В частности, например, честность, смелость, добросовестность, трудолюбие - все это как бы нейтрально по отношению к религии. Но как только мы доходим до целомудрия, вот тут, я бы сказал, никакого взаимопонимания между верующими и неверующими часто не оказывается. В наше время всеми средствами массовой информации молодому человеку внушается, что никаких ограничений в области взаимоотношений полов нет. Если же и говорится о каких-то ограничениях, то связаны они не с нравственной сферой, а с физиологической: например, советуют вести себя так, чтобы не было нежелательной беременности или чтобы не было венерических заболеваний, тем более СПИДа. То есть человека учат безопасному сексу вместо того, чтобы объяснять, что опасности подвергается не только тело, физическое здоровье, но и его душа.

Спросят, разве молодой человек не способен сам решить: смотреть ему фильм или не смотреть, читать журнал или не читать? Способен, да не очень. Мы забываем о могучих природных инстинктах, которые живут в каждом. Этим инстинктам очень трудно противостоять даже в самой здоровой обстановке. Почитайте жития некоторых святых, которые многие годы до крови боролись с низменными желаниями. Причем это происходило или в монастыре, или в лесу, или в пустыне. Большая часть жизни этих людей протекала в посте и молитве, и тем не менее сопротивление страстям стоило неимоверных многолетних усилий. Где же победить их современному молодому человеку, когда с витрины каждого журнального киоска, с каждого книжного развала, с рекламных щитов, с экранов телевизоров ему бросается в глаза все то, что призвано распалить похоть и лишить последних сил в борьбе с ней! Со всех сторон ребенок слышит, что ничего плохого, ничего постыдного в этих желаниях нет, человек может смело идти им навстречу, только надо научиться делать это безопасно. Очень тяжело противостоять таким призывам. И мы становимся почти беспомощными.

Так могут ли, в конце концов, родители повлиять на то, чтобы в их ребенке жажда чистых и целомудренных взаимоотношений оказалась сильнее низменных инстинктов?

В связи с этим снова вспомню Ф. М. Достоевского. В "Братьях Карамазовых" Дмитрий Карамазов говорит, что "широк человек", что в одном и том же человеке уживаются совершенно противоположные стремления и желания: стремление к содому и преклонение перед Мадонной. Дмитрий поражается, что оба эти стремления совершенно искренни.

Неимоверно мощные силы влекут его в самую бездну греха, в содом, в грязь. Повторю, это стремление в содом в той или иной мере есть у каждого. И то ужасно, что вся окружающая жизнь, вся информация, которую получает человек, направлены на то, чтобы распалить это стремление, усилить, умножить и призвать к осуществлению!

А вот утешает меня то, что рядом с этим стремлением к греху все-таки есть и стремление к чистоте. Не просто понимание ее превосходства, не просто осознание некоего нравственного долга, но именно стремление, глубинное и искреннее. Насколько оно сильно - это другой вопрос. Какое из двух противоположных влечений окажется более могучим, это зависит во многом от тех, кто будет воспитывать ребенка.

Главное даже не в том, чтобы убедить молодого человека, что содом - это плохо, что он греховен, что недостойно человека это следование своим порочным влечениям. Большинство и сами об этом знают, но, зная, не могут ничего с собой поделать - такая это могучая сила! Об этом достаточно написано психологами. Все человек знает, все понимает, мучается, презирает и ненавидит сам себя, но вновь и вновь побеждается влечением "в содом". Фрейд вообще говорит о том, что вся мировая история, вся человеческая жизнь определяется этими инстинктами. Конечно, когда Фрейд говорит, что все определяется этим, с ним можно не согласиться. Но мы не можем не согласиться, что этим определяется все-таки очень многое.

Не будем здесь спорить ни с Фрейдом, ни с другими психологами. Они во многом правы. Но есть и другое! Есть, повторю, жажда чистоты и правды, которая тоже присуща человеку и способна зажечь его не менее сильно, чем похоть. Однако зажечь уже совсем другим огнем. В одной из вечерних молитв каждый из нас исповедает пред Господом: "Семя тли во мне есть". "Семя тли" - это некая зараза, некая гадость, которая живет во мне и отравляет меня, и если я не буду бороться с ней, она будет развиваться во мне. Но мы также знаем, что есть во мне и другое "семя". Образ Божий живет во мне. Мы знаем слова Тертуллиана, что каждая душа по природе своей христианка, что человек мучается и томится в глубине души своей, когда идет на поводу своих порочных страстей, и что душа его стремится к чистоте и свету.

И вот мне думается, что, воспитывая детей, родителям, учителям надо стараться давать пищу этому стремлению. Потому что не проклинать тьму надо, а вытеснять! Вытеснить же ее нельзя ничем, кроме света. И поэтому чем больше света мы зажжем в душе ребенка, тем меньше в ней будет тьмы.

Из книги протоиерея Игоря Гагарина
"Любить, а не искать любви"

Фото: Евгения Литтебрандт

Разговор о любвиРазговор о любви
Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Иногда забывают об этом единении, о том, что оно является призванием человека. Как раз семья, где муж и жена действительно плоть единая, и есть первая ступень такого объединения. Идеал единения, идеал любви - это когда двое становятся единым целым. Семья и есть тот организм, в котором две личности, два существа, бывшие изначально чужими друг другу, становятся единым целым, с единым сердцем, с едиными мыслями, с общей радостью и общей болью, по образу Святой Троицы, при этом не утрачивая своей личной неповторимости, но сохраняя ее, обогащая и дополняя друг друга. Это гармоничное целое - и есть самое прекрасное, что может быть на свете. И в основе этого лежит любовь



Интимные отношенияИнтимные отношения
Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно - уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских - покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе этот день уже давно считается счастливым для любви и просто создан для свадеб. Раньше на Руси был и красивый старинный обычай - праздновать помолвку в День Петра и Февронии. Ни для кого не секрет, что супружеская любовь - это еще и плотские, интимные отношения. Удобно ли говорить об этом?




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (14.02.2013) | Автор: протоиерей Игорь Гагарин
Просмотров: 2047
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz