Автор: Игумен Тихон (Полянский)
Козельская Введенская Оптина пустынь принадлежит к числу древнейших обителей нашего Отечества. Располагается она неподалеку от старинного города Козельска...
Старинные устные предания, народные песни и рассказы сохранили память о лихих атаманах, опустошавших своими набегами местную округу. В XVI столетии предводителем шайки разбойников козельской засеки был злодей Опта. Позже он раскаялся, и после обращения к Богу Опта оставил мир, стал смиренным отшельником и основал в местах своего разбоя пустынь...
В первые века своего существования Оптина пустынь неоднократно подвергалась разорению от литовцев и поляков. После Смутного времени все постройки в ней были из дерева. В пустыни жили тогда иеромонах Феодорит и старцы-монахи. Писцовые книги тех лет свидетельствуют о том, что в пустыни была крайняя бедность и скудность. Вотчин у монастыря не было, город отобрал даже единственную мельницу. Монахи, бывало, ели одну вареную капусту.
С помощью вкладов правительницы Софьи Алексеевны и пожертвований благотворителей в 1689 году в монастыре началось строительство первой каменной пятиглавой церкви Введения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского и теплой трапезной. Новые постройки в пустыни появились в середине XVIII века (деревянная колокольня, новая Введенская церковь с приделами преподобного Пафнутия Боровского и великомученика Феодора Стратилата). Число братии в то время не превышало семи человек.
Особенные заслуги в обустройстве монашеской жизни в Оптиной пустыни принадлежат митрополиту Платону (Левшину) и ее настоятелю Авраамию, пришедшему сюда с несколькими братьями из Песношского монастыря. Вновь прибывшая братия принесла с собой богослужебный песношский устав. В 1802 году при Авраамии была заложена новая каменная трехъярусная колокольня высотой 60 метров, в 1805 году положен первый камень в основание трехпридельного Казанского храма. Число братии возросло до 30 человек. Авраамий был настоятелем монастыря 21 год и много сделал для обители. При нем благополучие Оптиной пустыни достигло доселе не бывавшего расцвета.
Духовный расцвет Оптиной начался в 20-е годы XIX столетия. В 1821 году на монастырской пасеке неподалеку от пустыни возник знаменитый оптинский скит во имя первого пустынножителя Иоанна Предтечи. Его основали братья-иноки Моисей и Антоний (Путиловы). Когда отец Моисей стал настоятелем пустыни, то внешний облик монастыря значительно изменился. Расширился Введенский храм, построена церковь Святой Марии Египетской и семь братских корпусов, обширная библиотека, трапезная, восемь гостиничных зданий для богомольцев и возведена каменная семибашенная ограда вокруг монастыря.
В 1829 году по приглашению игумена Моисея в Иоанно-Предтеченский скит из Площанской пустыни переселился иеромонах Леонид (Наголкин) с шестью учениками. Он стал основателем традиции оптинского старчества. Оптина пустынь была прославлена не внешней красотой. В XIX веке, когда стала оскудевать вера, она стала примером и школой высокой духовной жизни для иноков и для людей всякого чина и звания. Самой важной стороной духовной жизни Оптиной пустыни были подвижнические труды ее святых старцев.
Одним из великих оптинских старцев был прославленный в 1988 году в лике святых Амвросий Оптинский. В миру его звали Александр Михайлович Гренков. В 1839 году прибыл он в Оптину пустынь. Старец Лев приветливо встретил Александра. Некоторое время новый послушник был келейником отца Льва. В 1842 году Александр был пострижен в монашество и назван Амвросием.
Господь попустил Амвросию тяжелую болезнь. До самой смерти большую часть дня проводил он лежа на кровати, даже не имея сил подняться. С этого времени отец Амвросий стал помогать старцу Макарию в духовничестве и старчестве, принимал пришедших за советом. После кончины в 1860 году старца Макария Амворосий стал духовником всей братии монастыря. Отца Амвросия часто спрашивали: как жить? Старец отвечал прибауткой: "Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение", - а иногда говорил серьезнее: "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, - чуть только одной точкой касаться земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем". Скончался преподобный Амвросий 10 октября 1891 года.
Дело духовного возрождения продолжили ученики старца Амвросия: старцы Иосиф (1837-1911), Анатолий (1824-1897), Варсонофий († 1912), Анатолий († 1922), Нектарий (1856/57-1928). Последние старцы при советской власти были изгнаны из монастыря...
После революции Оптина пустынь была частично разобрана и разорена. К юбилею 1000-летия крещения Руси в ноябре 1987 года развалины монастыря были переданы Русской Православной Церкви. Оптина пустынь была одним из первых вновь открытых православных монастырей. В июне 1988 года здесь освятили первый престол. Тогда же на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Амвросий Оптинский первым из оптинских старцев был причислен к лику святых. Его мощи покоятся теперь во Введенском храме.
За несколько лет пустынь преобразилась: восстановлены храмы, стены и башни монастыря и скита, возрождена библиотека. Оптина пустынь ныне является ставропигиальным монастырем и имеет подворья в Москве и Санкт-Петербурге.
Из книги игумена Тихона (Полянского), настоятеля Троицкой церкви с. Захарово Клинского района, "Путешествие в историю русских монастырей". М., "Русское слово - РС", 2002
Фото: www.optina.ru
Преподобный Амвросий Оптинский
Преподобные оптинские старцы Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|