Автор: Протоиерей Борис Балашов
Сегодня мы поговорим о вопросах, которые задаются достаточно часто. Как постная пища соотносится с материальными затратами? Можно ли тратить на постные продукты много денег, питаться дорого? Или роскошь с постом несовместима?
- Посмотрим, как Православная Церковь относится к посту. Особенно хорошо мысли о смысле и значении поста выражены в богослужебных текстах, преимущественно стихирах, которые употребляются во время Великого Поста.
В Прощеное воскресенье, накануне понедельника первой седмицы этого поста, поется стихира (приведем славянский текст в русском переводе): "Радостно начнем время поста, устремляя самих себя к духовным подвигам; очистим душу, очистим плоть, будем удерживаться как от яств, так и от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, чтобы, с ревностью преуспевая в них, всем нам сделаться достойными увидеть всечтимые страдания Христа Бога и духовно порадоваться святой Пасхе".
Совместима ли роскошь с постом? - Увы, нет. Пост есть время подвига самоограничения в удовольствиях, развлечениях, гордыне, тщеславии, раздражении и тому подобных наших страстях. Об этом сказано в другой стихире: "Истинный же пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, удерживаться от страстей осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы".
Пост имеет две стороны: духовную и телесную. Цель поста - духовное очищение и обновление человека. Телесный пост играет важное вспомогательное значение. Он, ослабляя насыщение тела как в качестве, так и в количестве пищи, содействует духовному сосредоточению души на самом главном - борьбе с собственными греховными страстями и влечениями. Только при выполнении этого сердце православного человека может становиться "сосудом благодати" - вместилищем благодатных даров Святого Духа. Тут уместно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, что цель жизни христианина - стяжание Духа Святого, или, иначе говоря, соединение с Богом, духовное сроднение с Победителем смерти и ада Иисусом Христом.
Христианский пост не является определенного вида диетой для улучшения здоровья, хотя разумно проводимый пост во многом содействует его укреплению, как и укреплению человеческого духа.
Приступая к посту, следует определить себе меру телесного поста. Нет нужды употреблять в пищу то, что расстраивает Богом данное здоровье, всегда можно найти варианты, когда мы откажемся от такой пищи, которая доставляет нам особое удовольствие. Ограничения касаются не только качества, но и количества пищи, чтобы оставить себе только минимально необходимое для того, чтобы учиться, трудиться, заботиться о семье, то есть вести нормальный деятельный образ жизни.
Всякие дорогостоящие изыски в пище, которые только формально отвечают критериям постного питания, лишают сам пост своего духовного смысла. По сути, он тогда превращается из поста в диетическое питание. Может быть, для здоровья тела это имеет какой-то смысл, но вот для здоровья нашей бессмертной души - никакого.
Кроме того, пост еще имеет и смысл усиленного совершения добрых дел и исправления последствий своих собственных грехов: "Братья, постясь телом, будем поститься и душою, нарушим всякое несправедливое обязательство, откажемся от насильственных сделок, разорвем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и бедных, не имеющих крова, введем в свои дома, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость" (стихира вторника первой недели Великого Поста в русском переводе).
Христиане первых веков, в большинстве своем жившие бедно, в дни поста отдавали свою пищу более нуждающимся, оставаясь часто целый день голодными. Если пост является временем усиленного совершения добрых дел ради Христа, то в это время устраивать "пир во время чумы" - тратить большое количество денег на постные деликатесы для себя, когда вокруг миллионы людей живут впроголодь, - будет саморазрушительно для нашей бессмертной души.
Конечно, постная пища в наше время может даже обходиться несколько дороже, чем скоромная. Если есть возможность, это допустимо, но при этом никак нельзя "перегибать палку" с дорогими деликатесами. Постная пища должна быть, по возможности, более простой и недорогой. Нельзя же забывать цель, ради которой все это делается! Замена вареной колбасы и сосисок на осетрину и семгу, конечно же, никак нельзя назвать постом, угодным Богу.
Правильное проведение поста православным христианином помогает сделать еще один шаг к победе над самим собой, своим эгоизмом, самолюбием и всяким грехом, гнездящимся в нашем сердце.
Фото: Татьяна Сазонова
Смысл поста
Пост Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|