Беседа протоиерея Максима Козлова на радио "Радонеж"
Что касается обращения к священству, то по многовековой традиции к священнику в устной речи обращаются, добавляя слово "отец": "отец Мефодий", "отец Иоанн", "отец Димитрий"… Можно в обращении допускать славянизированный звательный падеж: "отче Димитрие" (впрочем, наверное, не в самой официальной обстановке), показывая, таким образом, свое знакомство со славянским языком. В торжественной официальной речи к протоиереям и архимандритам следует обращаться "Высокопреподобие!": "Ваше Высокопреподобие!" К простым иереям и монахам обращение будет: "Ваше Преподобие!" - и, соответственно, скажем, в рождественском или пасхальном поздравлении мы подпишем адрес: "Его Высокопреподобию, протоиерею Сергию", "Его Преподобию, иеромонаху Ксенофонту". Это будет корректное написание, скажем, письма, отправленного с поздравлением.
Безусловно, в тех или иных ситуациях, при сверственных отношениях или, тем более, скажем, если священник сильно младше или давно знаком тому или иному мирянину, в близком общении допустим переход на "ты" между священником и мирянином. Скажем, дома и жена, и близкие обращаются к священнику на "ты", дети, конечно, говорят ему "папа", а не что-то другое, и жена священника или диакона говорит с мужем дома на "ты", без добавления слов "отче" или "батюшка" (хотя при посторонних людях это часто режет слух, подрывает авторитет священнослужителя). И корректная, воспитанная матушка обычного обращения не перенесет за приходской стол и туда, где ее обращение к священнику и мужу могут слышать другие люди.
Это верно и в отношении других прихожан, когда им приходится обращаться к своему батюшке при посторонних или малознакомых людях.
Кстати, тут нужно отметить, что со стороны мирянина обращение "отец" к священнику, без употребления имени, звучит фамильярно: "Отец, ну-ка, скажи мне, во сколько сегодня начнется богослужение?" Это, конечно, не будет вполне корректной формой. Надо сказать так: "Отец Иоанн, скажите мне, пожалуйста, во сколько сегодня начнется исповедь перед богослужением?" Однако, в обращении священнослужителей между собой эту форму можно считать приемлемой.
Диакон, как мы знаем, является помощником священника. Ему не поручено самостоятельное совершение богослужений и обращение к нему с добавлением слова "отец" утвердилось, надо сказать, достаточно недавно. Но в нынешнем церковном этикете корректно будет обратиться к диакону с добавлением именно этого слова: "Отец диакон…" или так же, как к священнику, с добавлением имени: "Отец Павел…" Если говорят о диаконе в третьем лице, то корректнее всего так употребить: "Отец диакон сказал мне…" А если мы употребляем имя собственное, то можем так сказать: "Диакон Владимир сообщил…" или же так: "Отец Павел только что ушел по церковному послушанию".
Еще на один момент важно указать - это форма приветствия, которую миряне допускают по отношению к священнику. Часто можно встретиться с практикой, когда люди, вновь пришедшие в Церковь, обращаются к священнику: "Здравствуйте, добрый день!" - или еще каким-то образом, в то время как уважение к сану предполагает в любом случае добавление при встрече со священником слов: "Благословите…" Можно сказать: "Добрый день, батюшка, благословите!" или "Простите, благословите…" или еще короче: "Благословите, отец Андрей!" Ну, впрочем, не будет грехом добавить время суток, например: "Доброе утро, батюшка, благословите!" - или, например, в пасхальное время: "Христос Воскресе, отец Артемий, благословите!" Именно младший по чину приветствует словами "Христос Воскресе!", а старший отвечает словами: "Воистину Воскресе!" (например, священник по отношению к мирянину) и преподает ему благословение.
Безусловно, в Православной Церкви у нас не принято обращение, которое можно сейчас услышать от людей, редко бывающих в церкви, но много смотрящих испано-португальские сериалы, а именно: "святой отец". Когда не знающий имени священника человек подходит к нему с вопросом: "Святой отец, как у вас тут покреститься можно?", - сразу понятно, что человек этот хорошо знаком с программой телевидения. Такое обращение у нас не принято. Святыми отцами в Православной Церкви мы называем прославленных подвижников благочестия и это словосочетание применяем к тем, кто уже канонизирован. Мы говорим, например: "Святые отцы учат…" или "Святые отцы относительно поста установили такие-то правила…" Но никак не по отношению к конкретному священнику!
Если наша встреча с клириком происходит в храме или вне храма, и когда ничто тому не препятствует, конечно же, уместно будет подойти к батюшке со словами приветствия и взять благословение. Это не зависит от того, в рясе он находится или, путешествуя по городу, по жизненным обстоятельствам делает это в светской одежде. Если вам известен священник (вы несомненно знаете, что это клирик Русской Православной Церкви), то, конечно же, не в рясе находится сила священнического обращения. Если священник идет в пиджаке или в рубашке - и так можно подойти и взять у него благословение, оно от этого не будет меньше.
По традиции принимающий благословение сам приемлет в свои руки благословившую его десницу священника, подносит ее к губам и, слегка приклонив голову, благоговейно лобызает. Другое дело, что священник, упреждая нерешительность мирянина, иногда может поднести свою руку к его губам, но это корректно делать, если мирянин священнику уже знаком, а не является человеком недавно воцерковившимся. Если вас священник не знает, разумно будет потом представиться: "Отец Матфей, благословите, раб Божий Михаил…" или еще как-то себя представить. Или, например, так: "У меня к вам срочное поручение от отца благочинного…" (тут уж вас священник точно выслушает внимательно), - и излагайте свое дело. Получив это благословение, тут же можете приступать к своему делу.
Если беседа со священником происходит по телефону (что в нынешней жизни нередко случается), то и в таком случае неправильно было бы говорить: "Здравствуйте!", - но можно построить беседу так. Поскольку мы не всегда уверены, кто нам отвечает по телефону, - бывает номера неверно соединяются - можно так обратиться: "Алло, это отец Тимофей?" И после того, как получили подтверждение, сказать: "Отче, благословите!" Иначе, например, при сбое линии можно самому попасть впросак, да и нежданного собеседника поставить не в самое ловкое положение (он не будет знать, как себя вести). Затем кратко, лаконично вы сообщаете цель вашего звонка, благодарите в конце разговора. Можно при прощании взять благословение снова, а можно употребить старую формулу, которая тоже применяется: "Простите и благословите!" - и затем откланяться.
Кстати, нужно указать распространенную ошибку людей малоцерковных - накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение, то есть креститься на священника! Этого делать не следует. До акта церковной канонизации креститься на священнослужителя никак нельзя!
Источник: www.radonezh.ru
Фото: Геннадий Алексеев
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|