Автор: протоиерей Алексий Тюков
Господь наш Иисус Христос накануне Своих крестных страданий на Тайной Вечере в Сионской горнице, установил Таинство Причащения под видом хлеба и вина Своего Пречистого Тела и Своей Честной Крови, чтобы мы, приобщаясь к этой Божественной Трапезе, соединялись теснейшим образом с Самим Спасителем Господом нашим Иисусом Христом, Который, подавая нам Самого Себя, дает возможность исцелять нашу падшую греховную природу и, восстанавливая ее, делать нас наследниками вечности. С самого первого дня христианской истории появляется Церковь как Богоучрежденный организм, где Глава - Сам Господь наш Иисус Христос, а мы все - члены Его единого Тела. С первых дней существования Церкви христиане, по завету Самого Господа, совершали хлебопреломление - Евхаристию, то есть благодарение Бога за Его милости, благодарение Бога как Творца, Промыслителя и нашего Спасителя.
В течение веков может меняться форма каких-то действий.
Например, в первые века христианской истории христиане, жившие в тогдашней Римской империи, были вне закона и поэтому собирались по домам или, как римские христиане, в катакомбах и там совершали Божественную Евхаристию. Впоследствии, когда христиане могли открыто исповедовать свою веру, вполне естественно появилась возможность большего литургического творчества, скажем, создавать Чаши Евхаристии, на которых могли выгравировываться изображения Иисуса Христа, Креста, священные надписи, напоминающие нам об установлении Таинства Причащения, или другие символы, возводящие ум человека к словам Христовым. Появилась возможность строить храмы как особые молитвенные места. Люди, имевшие достаток, жертвовали свои средства, чтобы самое лучшее принести Богу-Творцу. Отсюда и благолепие некоторых храмов, как отображение тусклое, но возводящее наш ум к той неизреченной красоте, которая сияет в Царствии Божием. Одежды, в которых совершают свое служение священнослужители в церкви, призваны напоминать и самим священнослужителям, и всем молящимся, что при святом великом служении люди должны быть особо чисты, и недопустимо смешивать служение миру и служение Богу. О том, что это сакральное служение, предстояние пред святыней и призваны напоминать храм, одежды священнослужителей, то убранство храма, которое возводит ум молящегося к Престолу Божию.
С течением времени рождались гимнотворцы - люди, которые составляли церковные песнопения, прославляющие Бога, побуждающие народ Божий к молитве. И это должно не смущать, а наоборот - радовать человека, поскольку является еще одним доказательством, что Церковь живет и развивается, не консервируется в тех формах, которые были присущи жителям Палестины в первый век христианской истории. Дух Святой Животворящий живет и действует в Церкви и вразумляет ее пускай и несовершенных членов, но стремящихся служить Богу, к тому, чтобы творить вокруг себя благо, которое помогает другим людям обрести духовные ориентиры и соприкоснуться с тем апостольским преданием, которое содержит Церковь от первых времен христианской истории.
В завершение своих слов хотелось бы сказать, как Православная Церковь рассматривает участие человека в Таинстве Причащения. Есть западные христианские конфессии, считающие Таинство Причащения просто воспоминанием о том событии, которое совершил Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере. Но воспоминанием сыт не будешь: сколько не вспоминай о вкусном сытном обеде, этим невозможно насытиться и поддержать свои телесные силы. Некоторые западные христиане считают, что священник, каждый раз совершая преломление хлеба, совершает заново это Таинство властью и силою, данной ему Богом. Но невозможно, да и не нужно повторять то, что уже совершил Сам Творец Господь Иисус Христос.
Мы же, православные христиане, твердо веруем, что в Таинстве Евхаристии в момент Причащения мы принимаем истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Благодать Таинств живет в Православной Церкви. Совершает Таинства Глава Церкви Господь наш Иисус Христос. Священнослужители служат, совершая внешние действия Таинств. Участвуя в Таинстве Евхаристии (Причащении), мы духовно становимся участниками той Тайной Вечери, которую Господь совершил в Великий Четверг. Спаситель, причащавший апостолов, по Своему Божеству видел не только тех двенадцать учеников, которые сидели с Ним в Сионской горнице, но и всех тех, кто до скончания этого временного мира будет подходить к Чаше Христовой. Он видел каждого из нас и, причащая апостолов в той Сионской горнице, Он руками их преемников причащает и нас Своими Телом и Кровью. И поэтому мы исповедуем, что Таинство Причащения, в котором мы участвуем, это не воспоминание о том событии, произошедшем с апостолами две тысячи лет назад, и это не повторение такого чуда Божией любви, а это есть соучастие, соприкосновение с реальностью Тайной Вечери, ставшей достоянием всех времен и народов. Входя в эту реальность по своей вере, по своему стремлению мы действительно соединяемся с Господом нашим Иисусом Христом.
Если наших читателей интересует тема литургического осмысления Таинства Евхаристии, хотелось бы предложить почитать труды протопресвитера Александра Шмемана (у него есть книга под названием "Евхаристия"), а также книгу архимандрита Киприана (Керна) с тем же названием "Евхаристия", которые при желании можно найти в Интернете.
Фото: Татьяна Балашова
Тайная Вечеря - вкушение плодов от Древа Жизни Автор: Протоиерей Борис Балашов Чудесное яблоко исцелило больную маму Дигори. Но обратим внимание, как оно названо: "яблоко молодости, плод вечной жизни"! Сразу вспоминаются библейские плоды Древа Жизни. И еще одна мысль, которая явно напоминает, как необходимо относится к Причащению Святых Христовых Таин: "Так случается с каждым, кто срывает плоды в неположенное время и не так, как следует".
Удивительно и четко это подходит к подготовке христианина к Причастию: в нужное время и как следует
С верою и любовию да приступим... Автор: Д. Анохин Насколько часто причащались православные христиане в Советском Союзе? Какое место Таинство Евхаристии занимало в религиозной практике и в самой жизни людей, рискнувших сохранить свою верность Христу? На вопросы корреспондента "Журнала Московской Патриархии" отвечает автор исследования на эту тему старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории Российской академии наук А.Л. Беглов
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|